ЦЕРКОВЬ И НЕПОГОДА

Вполне естественно, что князь духов воздуха демонстрирует свою ненависть к Богу, нападая на Его храмы. В 1402 г. в Данбери, в Эссексе, «дьявол явился в облике серого монаха; он зашел в церковь, нагнал на людей великого страху, и в тот же час буря с ураганным ветром и громом снесла верхушку церковного шпиля и разбросала кругом половину алтаря». Демон вскочил на алтарь и начал по нему прыгать из стороны в сторону. Церковь наполнилась непереносимой вонью. Удирая, он шмыгнул между ног одного из молящихся; тот вскоре заболел смертельной болезнью, от которой ноги у него почернели снизу.

С проделками демона на алтаре можно сравнить аналогичное появление молнии, сопровождаемой дурным запахом, которое имело место в церкви города Льеж в 1118 г. Вид, принятый дьяволом для подвига в Данбери, связан, вероятно, с заговором монахов-миноритов, ибо несколько дней спустя восемь представителей этого ордена были арестованы, осуждены и казнены за измену.

В августе и сентябре того же года (1402) дождь, ветер и град едва не стали причиной гибели армии Генриха IV в его кампании против «великого волшебника, проклятого Глендауэра». В канун Рождества Богородицы (то есть 8 сентября) палатку короля снесло, а его копье вырвалось из земли и воткнулось в его доспехи; не случись ему лечь спать в доспехах, то была бы его последняя ночь на земле. Многие приписывали данное происшествие демоническому искусству монахов-миноритов. Трижды, сообщает нам Джон Хардинг, король Генрих вторгался в Уэльс, и каждому его вторжению сопутствовала кошмарная погода, которую все приписывали колдовству ведьм.

В день Богоявления 1534 г. дьявол появился «с сильной бурей и тьмой» в церкви Святого Алкмонда в Шрусбери; он забрался на шпиль, отломил и утащил с собой верхушку и оставил отпечаток когтей на одном из колоколов. Сравните с происшествием в приходской церкви в Банджи, около Норвича, в воскресенье, 4 августа 1577 г. «Ужасного вида фигура», похожая на черного пса, «возникла в бурном облаке дождя, молний и грома». «Этот черный пес, – пишет Авраам Флеминг в современном событию памфлете, – или дьявол в его обличье (Господь ведает, что творит каждый)», свернул шеи двоим молящимся. Проносясь мимо третьего, он «так цапнул его за спину, что того перекосило и скорчило, как кусок кожи на огне или горловину кошелька или мешка, стянутого веревкой». Он оставил «отметины, словно от когтей», на стене и двери. Подобных чудес натворил пес и в приходской церкви в Блайбери в тот же самый день: убил троих, опалил руку одному и поранил еще нескольких.

Черный пес из Банджи упоминается в воспоминаниях Джона Лоута (1579 г.) как нечто всем известное: Джон Кук, регистратор Винчестерского диоцеза, когда пришлось ему «стоять у позорного столба» в округе церкви. Св. Павла, ни разу не покраснел, «ибо его смуглый цвет лица позволяет ему краснеть не больше, чем псу из Банджи».

У черного пса из Банджи был предшественник в 857 г. в Трире. Епископ служил мессу, когда в колокольню ударила молния; стало так темно, что прихожане едва могли различить друг друга; земля разверзлась; непомерных размеров пес выскочил из провала и стал бегать вокруг алтаря.

Постоянство подобных сказок подтверждает легенда, бытовавшая в Дартмуте еще в первой половине XIX в., в которой рассказывалось об ужасной грозе, что разразилась в воскресенье, 21 октября 1638 г., и во время которой в церковь в Уиддикомбе попала молния, нескольких человек убила и еще многих ранила, Согласно одному из вариантов этой легенды, за несколько минут до начала грозы дьявол на черном коне спрашивал дорогу в уиддикомбскую церковь; по другой версии, дьявол вошел в церковь, чтобы забрать одного из своих последователей, и умчался с ним через крышу. Преподобный Джон Принц в своем сочинении «Девонширские знаменитости» (1701 г.) демонстрирует склонность верить, что злые духи принимали активное участие в том происшествии: «Есть некоторые обстоятельства,… которые, кажется, подтверждают данную гипотезу, в особенности камни, летевшие со шпиля так, словно их сбрасывали сто человек одновременно».

В 1537 г. Чарльз Райотсли, виндзорский глашатай, раздобыл интересное сообщение из Франции (только что прибывшее в Лондон из Кале), достаточно примечательное, чтобы быть опубликованным в его анналах. Во вторник шестой недели Великого поста в шпиль церкви Богоматери в Кале ударила молния, и начался пожар. Днем раньше в том же самом районе дух в образе мужчины неожиданно возник среди веселой компании и так же неожиданно «исчез, унеся с собой часть дома».