ЦАРИЦА И РАСПУТИН

Поведение Распутина являлось и хорошим исполнением продуманной и отрепетированной роли. Причем это поведение варьировалось в значительных пределах в зависимости от места и общества, в которые он попадал. То, что он сознательно работал над своим искусством производить соответствующее впечатление на людей, подтверждает факт, сообщенный Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства Белецким, бывшим директором департамента полиции. Им было установлено, что в конце 1913 года Распутин брал тайно уроки гипноза у одного петербургского гипнотизера. Последний считал его очень способным, так как старец обладал «сильной волей и умением ее концентрировать». Собрав сведения об этом гипнотизере, узнав, что он аферист, Белецкий припугнул его, и тот быстро уехал из Петербурга. Прекратилась ли на этом учеба Распутина или он нашел другого учителя, не известно. Но мы знаем другое: как сам Распутин применял внушающие и гипнотизирующие приемы в отношении окружающих.

Таков, например, случай, когда пострадавшая во время железнодорожной катастрофы Вырубова долго оставалась недвижной, сомкнув плотно веки и не реагируя на вопросы окружающих. Распутин, используя ее слепую веру в его «целительное» могущество, успокоил ее несколькими словами и прикосновением рук. Она открыла глаза и стала ему отвечать.

Общее мнение знавших и специально наблюдавших его людей сводилось к тому, что Распутину нельзя было отказать в известном уме, находчивости и хитрости, в большой житейской сметке. Он умел понимать психологию людей, особенно мистически настроенных. И естественно, что эти его особенности в значительной степени способствовали наряду с некоторыми психологическими приемами созданию вокруг него ореола ясновидца, утешителя и целителя.

А вот как вошел Распутин, по рассказу Вырубовой, в интимный круг царицы.

«В тот вечер мы в четыре руки играли с царицей «Лунную сонату» Бетховена, всегда ее очень трогавшую. В комнате был полумрак, и тут ввели приглашенного по ее приказанию Григория. Он, волосами и бородой черный, вошел и встал у нас за спиной, в углу. Царица обернулась и как вскрикнет: она его от неожиданности приняла за привидение, и с ней началась истерика, а он подошел, обнял ее и стал гладить по лицу и голове и так тихо говорит: «Не бойся, милая, Христос с тобой». А сам все гладит и гладит, а она и успокоилась и голову ему на грудь положила».

Плоды подобной практики не замедлили сказаться. Редко кто в истории пользовался таким авторитетом у правителей государства, как Распутин у последних Романовых. Он был для них учителем, наставником и хозяином. Царь и царица верили, что молитва Распутина творит чудеса, что единственно она лечит болевшего гемофилией наследника. Они полагали, что жизнь Распутина каким-то сверхъестественным образом связана с существованием их династии. Распутин сам настойчиво внушал им эту мысль, говоря, что когда его не будет, то и двора не будет, и династии не будет, и России не будет. Николай II считал Распутина спасителем трона, святым человеком, в которого вселился Христос, пожелавший таким образом прийти в Россию в трудное для нее время. Это мистическое безумие привело к тому, что императорский двор превратился в подобие хлыстовской секты, где старец Распутин играл роль Христа. Царь и царица становились перед ним на колени, молились на него, целовали ему руки и ноги. До какой степени маразма и духовного распада, до каких пределов глумления над духовными ценностями должна была дойти правящая верхушка царской России, чтобы создать культ Григория Распутина и очароваться им!

Распутин по собственному произволу снимал и назначал министров царского правительства и высших сановников православной церкви. История сохранила как документальные свидетельства его безграмотные записки, нацарапанные корявым почерком на обрывках бумаги, по которым крупнейшие чиновники государства решали судьбы людей и многие важные государственные вопросы.

Вот образчик такого послания на имя председателя совета министров Горемыкина (с сохранением орфографии подлинника): «Дорогой старче божей выслушой ево он пусь твому совет и мудросте поклонитца роспутин». А вот еще одно послание, направленное министру внутренних дел Хвостову: «Министеру хвостову милой дорогой красивую посылаю дамочку бедная спаси ее нуждаетца поговори с нем Григорьий».

Но тем не менее великосветские дамы, в совершенстве владевшие несколькими европейскими языками, во время трапезы за столом у старца, скушавши поднесенное им яичко, скорлупу с благоговейным трепетом прятали в свои роскошные сумочки и уносили с собой, как святыню. Царица слепо верила во все предметы, которыми пользовался в обиходе Распутин. Она писала однажды царю: «Не забудь перед заседанием министров несколько раз расчесать волосы его гребнем».