Бессознательный проводник целей Всевышнего

Авторы, принадлежавшие ко  многим  различным  научным    школам, сходились в том, что действия отдельных людей часто имели результаты, которых не имели в виду и не желали не только действующие лица, но и никакие другие индивидуумы. Христианин   верит,  что  индивидуум,   сознательно  действующий в своих зачастую эгоистических    целях – бессознательный проводник целей Всевышнего. Положение Мэндвилла «грех одного – благо для всех» было давнишним  и умышленно парадоксальным выражением этого открытия. «Скрытая рука» Адама Смита и «изворотливость разума» Гегеля  которые заставляют индивидуума работать для    того,    чтобы служить их целям, хотя индивидуумы полагают, что исполняют свои личные желания,  настолько хорошо знакомы, что не нуждаются в цитировании. «В общественном производстве своей жизни, –  писал Маркс, в предисловии к «Критике политической экономии»,  люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения». «Человек живет сознательно для себя, – писал Толстой в «Войне и мире», вторя Адаму Смиту, – но является бессознательным  орудием  в достижении  всеобщих    исторических целей человечества». Итак, завершим эту антологию, которая уже достаточно длинна,  цитатой  профессора  Баттерфилда: «Есть что-то в сущности исторических событий, что поворачивает ход магии в таком направлении, которого не имел в виду никто из людей». С 1914 г., после столетия только небольших локальных войн, мы имели две большие мировые войны. Не было бы правдоподобным объяснением этого феномена утверждение, что в первой    половине    XX века по сравнению с тремя последними четвертями XIX века большинство индивидуумов хотело войны, а  мира  меньшинство.