Авторы, принадлежавшие ко многим различным научным школам, сходились в том, что действия отдельных людей часто имели результаты, которых не имели в виду и не желали не только действующие лица, но и никакие другие индивидуумы. Христианин верит, что индивидуум, сознательно действующий в своих зачастую эгоистических целях – бессознательный проводник целей Всевышнего. Положение Мэндвилла «грех одного – благо для всех» было давнишним и умышленно парадоксальным выражением этого открытия. «Скрытая рука» Адама Смита и «изворотливость разума» Гегеля которые заставляют индивидуума работать для того, чтобы служить их целям, хотя индивидуумы полагают, что исполняют свои личные желания, настолько хорошо знакомы, что не нуждаются в цитировании. «В общественном производстве своей жизни, – писал Маркс, в предисловии к «Критике политической экономии», люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения». «Человек живет сознательно для себя, – писал Толстой в «Войне и мире», вторя Адаму Смиту, – но является бессознательным орудием в достижении всеобщих исторических целей человечества». Итак, завершим эту антологию, которая уже достаточно длинна, цитатой профессора Баттерфилда: «Есть что-то в сущности исторических событий, что поворачивает ход магии в таком направлении, которого не имел в виду никто из людей». С 1914 г., после столетия только небольших локальных войн, мы имели две большие мировые войны. Не было бы правдоподобным объяснением этого феномена утверждение, что в первой половине XX века по сравнению с тремя последними четвертями XIX века большинство индивидуумов хотело войны, а мира меньшинство.