БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО
Младенец Христос, раздающий хлеба паломникам (фрагмент)
Сеан Бермудес в своей книге, вышедшей в 1806 году, пишет о том, что во второй половине XVII века в Севилье почти не было дома, в котором не имелось бы картины Мурильо. В конце 1720-х – начале 1730-х годов, во время пребывания в Андалузии Филиппа V и его жены, искусство Мурильо, до того ценимое почти исключительно только в Севилье и ее окрестностях, привлекло к себе внимание двора. Было куплено много картин Мурильо как для королевских коллекций, так и в подарок послам и знатным придворным. Тогда же много полотен художника попало в коллекции и других европейских дворов.
Сеан Бермудес подробно описал и эту картину: «На прозрачных облаках восседает Дева Мария со святым сыном, одаряющим духовных лиц хлебцами и пирогами из корзины, которую держат молодые ангелы». В описании имеется лишь одна неточность: хотя ангелов в картине несколько, корзину с хлебцами держит лишь один из них. Фигура ангела с распростертыми крыльями, которая является как бы связующим звеном между Марией с младенцем и тремя паломниками, представляет собой точную копию ангела, несущего кувшин, из первой известной серии художника – парижской «Кухни ангелов». К фигуре младенца Христа ближе всего Христос, парящий в потоках света из «Видения св. Антония», шедевра Мурильо, находящегося в севильском соборе.