АСТРАЛЬНЫЕ ДРАМЫ

Фантом

Нередко во время ведовских процессов жертвы ведовства объявляли, что ведьма приходит к ним и мучит их, невидимая для всех остальных, и даже начинали биться в припадках или демонстрировали раны и повреждения, нанесенные якобы невидимой рукой. Однако если призрака ведьмы поранить, то и ее физическое тело пострадает тоже, точно так же как это происходит с оборотнями. Здесь мы опять сталкиваемся со смешением архаических воззрений, средневекового опыта и ведовских верований современных дикарей.

В Германии в 944 г. у одного человека, четырнадцать лет назад потерявшего руку, во сне упомянутая конечность отросла вновь, «как утверждают те, кто его знал», осторожно добавляет хронист. Цезарий Гейстербахский сообщает, что однажды во сне Дева Мария намазала одной монахине пораненную ногу целебной мазью и, проснувшись, та обнаружила, что исцелилась. Мальчик с жутко перекошенным ртом заснул в церкви города Гластонбери, где ему приснился сон, что он излечился, – и так оно и оказалось на самом деле, милостью святого Петра и святого Индракта. Милостью Симона де Монфора одного человека, страдавшего водянкой, «осушили» во сне, сделав надрез в его теле; наутро он проснулся совершенно здоровым, так как вся дурная жидкость вышла из него ночью.

Итак, во сне можно не только заболеть, но и исцелиться, и даже овладеть поэтическим даром. Одно из знаменитейших чудес, описанных Бедой Достопочтенным, также происходит во сне. Когда Лаврентий, преемник святого Августина на посту архиепископа Кентерберийского, собрался покинуть Англию, святой Петр явился ему во сне, отчитал его за то, что тот затеял бегство со своего поста, и отхлестал кнутом. Наутро Лаврентий показал королю Эодбальду шрамы и рубцы, оставленные кнутом святого Петра: «задрав одежды, он показал следы, которые будто бы остались от порки». Король обратился в христианство, не сходя с места. Похожее описание чуда, только комического характера, встречается у Лукиана. Капгрейв рассказывает, как епископ Роберт Гроссетесте воззвал от Папы к Богу: «После своей смерти явился он к Папе, ударил его в бок острым концом посоха и сказал: „Вставай, негодяй, встречай свою судьбу”. Постельничие слышали эти слова, и рана у него на боку была видна, когда вскоре после этого он умер». Психологически к той же категории примеров относится и избавление Эквития от навязчивого соблазна, которое также произошло во сне, по свидетельству Григория Великого. С героями рыцарских романов во сне тоже часто случаются странные вещи. Вот прекрасный пример из прозаического «Персиваля». Одному из оруженосцев короля Артура снится сон, будто какой-то незнакомец ударил его кинжалом; проснувшись, он обнаруживает, что в его боку и впрямь торчит кинжал, погруженный в плоть по самую рукоятку. Рассказанная Бедой легенда обладает типологическим сходством с фрагментом древнеирландской героической литературы: Кухулина во сне избивают кнутами две незнакомые женщины; он просыпается настолько обессиленным, что тут же снова укладывается в постель, где и проводит целый год, не говоря ни слова.