АЛОНСО КАНО – Христос и Мария Магдалина

Христос и Мария Магдалина

 

АЛОНСО КАНО
Noli me tangere
(Христос и Мария Магдалина)

Холст, масло, 141,5 х 109,5 см.
Справа внизу, на лопате, подпись: ALO. CANO. F.

Из собрания Эстерхази. Когда-то находилась в расположенном в парке Эскориала замке Касита дель Принсипе. В 1819 году Пал Эстерхази приобрел ее для собрания отца вместе с другими картинами, принадлежавшими к коллекции графа Эдмунда Бурке, бывшего ранее послом Дании в Мадриде. В коллекцию Бурке попала, вероятно, в период наполеоновских войн.

Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 4; «Испанская живопись XVI-XVIII веков в собраниях Центральной Европы», Мадрид, Прадо, 1981. № 3, а также Мюнхен и Вена, 1982, № 7

Картина, изображающая Христа в образе садовника, написана под влиянием аналогичного по теме произведения Корреджо, находящегося в Мадриде. Полотно Корреджо герцог де Медина де лас Торрес преподнес в дар королю Филиппу IV, который поместил его в Эскориале. В книге Хосе Камона Аснара, выход которой был приурочен к состоявшейся в 1967 году выставке произведений Алонсо Кано, указывается, что будапештская картина является подходящим объектом для исследования вопроса об итальянском влиянии на Кано, о котором говорил еще Паломино.

X. Э. Уэти в монографии о творчестве Кано упоминает будапештскую картину как пример редкого иконографического типа: опирающийся на лопату Христос прикасается ко лбу Марии Магдалины, и пальцы его, согласно легенде, оставляют неизгладимый след. В испанской живописи этот мотив встречается уже в картине т. н. Мастера Сихена, далее, в композиции «Noli me tangere» т. н. Мастера Гальипиенте, а также в картине Мастера Альсира, хранящейся в Музее Диосесано в Валенсии. По Камону Аснару, картина Алонсо Кано написана около 1648 года. Все авторы согласны в том, что это очень важное, очень характерное для творчества художника произведение, созданное под сильным влиянием Корреджо. Однако лаконичное изображение пейзажа и пафос, пронизывающий картину, являются уже специфической особенностью испанской, и в частности мадридской, школы живописи.