Александр Сеон – Плач Орфея

 

Плач Орфея

Александр Сеон
Плач Орфея

1896
Холст, масло. 73 х 116 см
Париж, Лувр

У живописцев классицизирующего направления конца века тема мистики смерти проявилась главным образом в частом обращении к мифу об Орфее. На тему Орфея, оплакивающего потерю Эвридики, Гюстав Моро написал множество картин. К образу Орфея обращались и многие композиторы, в частности Глюк и Оффенбах. Орфей, который ради встречи с возлюбленной согласился спуститься в царство мертвых, привлекал к себе интерес своей посвященностью в тайные связи между живыми и мертвыми. Для Моро Орфей – олицетворение романтической «мировой скорби», тогда как Сеон, один из основателей группы «Розенкрейцеров», возрождает в своей картине классицизирующую интерпретацию темы. Сеона, причастного к теориям скрытой в линии и цвете символики, современники называли «идеалистически-идеи-стическим» живописцем (Альфонс Жермен).

Орфей изображен на фоне пустынного скалистого пейзажа, в руке у него лира. Следуя правилам классицизма, Сеон избегает изображения сильных переживаний, глубокая печаль Орфея угадывается лишь в жесте его руки. Тонко уравновешенная композиция идет от учителя Сеона, Пюви де Шаванна, который писал эту тему в 1883 году. Картину Сеона характеризуют чистый рисунок, лишенная всяких подробностей и эмоциональной окраски трактовка форм и композиция, построенная на тонких соотношениях однородных цветовых плоскостей желтого, синего и коричневого тонов. Лишь ощущение глубокой тишины, окружающей фигуру, и декоративное созвучие цветовых пятен выдают в картине ее принадлежность к искусству конца XIX века.