АБСОЛЮТНОЕ ВИДЕНИЕ

Бёме, по выражению Гегеля,- последний крупный мыслитель, у которого «мышление и теология… едины». Но это единство весьма относительно. Оно состоит из взаимопроникающих противоречий. Оказавшись на «ничьей земле», между двух огней, между теологией и наукой, Бёме сам открывает огонь по двум фронтам как просто приворожить девушку. Теологии он предъявляет счет от имени науки, науке – от имени теологии. Но от обеих он требует того, что им органически чуждо. От теологии – объяснения вселенной, власти над ней. От науки – примирения с миром, открытия конечных целей провидения. Он хочет создать своего рода антинаучную науку как просто приворожить парня менструальной кровью и антирелигиозную религию, в которой получили бы удовлетворение и гармонично слились две его основных страсти – болезненная жажда спасения души, навеянная религией, и живая, здоровая, искренняя жажда знаний человека, пробуждающегося от религиозного сна, понимающего и любящего природу, видящего в ней гигантскую лабораторию. Имя этого единства – абсолют.

Именно поэтому он предъявляет науке, мягко выражаясь, завышенные требования как с помощью магии приворожить жену к групповому сексу. Ибо, как много нужно знать, чтобы достичь идеала, достичь внутреннего совершенства, чтобы спастись! Гораздо больше, чем для того, чтобы строить, торговать, сеять и собирать урожай, водить корабли. Он жаждет абсолютного знания, абсолютного ведения, он хочет знать все обо всем, требует ответа на все вопросы. Мало того, он требует, чтобы ответы на все, возможные в этом мире, вопросы выводились из единого универсального принципа как с помощью магии приворожить парня бесплатно. В этом максимализме одна из важнейших психологических причин того, что он не видит грандиозных достижений науки своего времени (хотя, сам того не замечая, использует некоторые из них в своих философских построениях), а подмечает одни ее недостатки. Он не хочет и не может подойти к состоянию науки своего времени с историческим мерилом. Ему сразу подавай все.

Все же такая позиция Бёме содержала в себе не только негативное, но и позитивное начало. Во-первых, он правильно подметил определенную узость кругозора науки как с помощью месячных можно приворожить мужчину. Наука тогда занималась миром окружающих человека физических тел и почти не обращала внимания на самого человека. Во-вторых, он правильно увидел ограниченный характер метода, применявшегося тогда в науке,- метода количественного анализа. Все пути науки вели в конечном счете к механике. В-третьих, он настаивал на необходимости синтезирования уже добытых знаний в единую универсальную систему.

Бёме стремится восполнить недостатки, заполнить пробелы. Он считает себя вправе на это, ибо уверен, что в результате единовременного акта («опыт»!) познал как с помощью молитвы приворожить все еще не познанное человечеством. В своей работе он пользуется не только материалами собственных наблюдений, не только своей богатой фантазией, не только библейскими легендами и теологической премудростью. Хотя сам он утверждает как с помощью мысли приворожить парня, что знания его «не из книг», анализ его произведений убеждает, что он немало почерпнул из чтения. Но влияние на него оказали лишь книги особого рода – «старинные книги»: сочинения Парацельса, Себастьяна Франка, произведения алхимиков и, очевидно, кабала. В них отражались черты уже пройденного этапа общественного сознания. В этом смысле, а не только с точки зрения хронологии, они и были «старинными». Но в этом как раз и заключалась их ценность для Бёме. В них он видел своих союзников против ненавистной «новизны». Его волновали и привлекали не содержание этих книг, не факты, не конкретные сведения, а содержавшийся в них подход к действительности: учение Парацельса о духах (т. е. о том, что за видимым миром скрыт невидимый), вера алхимиков в возможность превращения одних веществ в другие (т. е. возможность качественных изменений в мире как с приворожить и вернуть жену бесплатно), учение Себастьяна Франка о свободе воли и т. д. Ему был близок их общий взгляд на вселенную как на некое живое органическое, развивающееся единство, в котором все взаимосвязано, все пронизано единым законом, все подчинено незримой иерархии. Ведь отрицанием именно такого взгляда был подход современной ему науки к вселенной как к механической совокупности материальных частиц. А Бёме в свою очередь отрицал эту науку как с приворожить и вернуть любовь жены бесплатно, и это отрицание отрицания влекло за собой возрождение «старины» на новом уровне.

Черпая из всех перечисленных выше источников, Бёме вызывает к жизни свои собственные образы вселенной, человека, человечества.