А. Л. Жироде – Триозон де Руси – Погребения Аталы

Погребения Аталы

 

А. Л. Жироде – Триозон де Руси
Погребения Аталы
1814
Холст. Масло. 207 × 285 см
Париж. Лувр

Сюжет картины навеян повестью Шатобриана «Атака, или любовь двух дикарей» (1801). Художник запечатлел наиболее романтическую сцены повести: тело Аталы, индианки, отец Обри. Идя по следам Руссо и Бернардена де Сен-Пьера, Шатобриан наделяет представителей примитивных народов, ведущих естественный образ жизни, искренними и глубокими чувствами, которые находятся в гармонии с окружающим экзотическим миром и католической верой, как новым, романтическим элементом этого мира.

Картина Жироде решена в классицистическом духе, но энергичная игра света и тени, детальное изображение природного окружения и трактовка образа Шактаса, его обращения в христианскую веру, вносит в нее сентиментально-романтическую струю. Композиция картины повторяет традиционную композиционную схему «положений во гроб». Спокойная красота Аталы, напоминающая красоту изваяния, составляет резкий контраст с фигурой Шактаса, отмеченной печатью глубокого страдания. Характер сюжета, заострение внимания на эмоциях личности, изображение Аталы, во имя веры пожертвовавшей свою жизнью, и показ страданий Шактаса – все эти особенности картины Жироде уже предвещают появление нового направления в живописи, которому будет свойственны психологичность и литературность.