Содержание ощущений

1

П о с т а н о в к а з а д а ч и. Примеры ощущений: зелёный цвет, горький вкус, звук «си», гладкая поверхность, горячее … Помимо двух капитальных общефилософских проблем, связанных с нематериальным миром, к которому принадлежат ощущения – психофизической и психофизиологической – есть ещё 2 важнейших подхода к рассмотрению природы нематериального. Один из них требует ответа на вопрос: «из чего состоят нематериальные явления? – объясните их природу, сущность»; а второй вопрос: «что мы узнаём через ощущения (и более сложные нематериальные явления), что они нам передают?»

Примеры: во сне вы увидели своих умерших предков. В связи с этим вопросы:
.1) из чего состоят эти фигуры (предков), которых вы видели – из какого «материала»? Где они находятся во время сна? Чем природа этих фигур отличается от природы самого вашего тела? – Это область познания, которую можно было бы назвать субъективной онтологией.
.2) почему и как в содержание сна смогли попасть те явления, какие были до того наяву? Откуда вообще берутся чувственные явления – что им соответствует вне чувственного опыта? – Это из области гносеологии.
Касаться вопроса 1 мы не будем. Ответ на него дан в наших работах [1, 3]. К сожалению, в [1] недостаточно обстоятельно изложен ответ на вопрос 2). Но в принципе там всё написано правильно, это § 26 из [1], надо только этот материал прокомментировать, сделать более наглядным.
На вопрос 2) есть 3 основных варианта ответа:
.1. Субъективное, нематериальное, чувственное изначально существует в «голове» и нет ничего кроме «чувственного опыта». (Солипсизм.)
.2. Кроме чувственного опыта есть ещё и внешний (объективный) мир, который в различных формах может взаимодействовать с субъективным миром. (Подавляющее большинство философов именно так и думает.)
.3. Субъективного мира нет. Природа чувственных явлений и внешних по отношению к ним объектов природы одна и та же, – значит, и содержание чувственных явлений тождественна содержанию природы. (Вульгарный материализм (на основе редукционизма), он воскрес вместе с развитием физиологии и биофизики).
Мы не разделяем варианты 1, 3. Другие философы подвергли их серьёзной критике, и мы с этой критикой согласны. Не будем рассматривать 1, 3 в этой статье – наша цель здесь не полемика, а более понятное изложение истины.
Подавляющее большинство философов при изучении вопросов познания делят мир на внешний и внутренний, субъективный и объективный. При этом тоже возникает несколько вариантов решения:

.1. Один из них уже давно вышел из употребления, но сохранился в истории философии. Он предполагает, что органы восприятия животных активно воздействуют на внешние предметы, облучают их каким-то «светом», ощупывают какими-то «щупальцами сознания». Из этого следует, что животные/человек воспринимают именно подлинные предметы природы, а не копии или какие-то образы. Недостатком этого подхода является вывод о том, что само ощущение внешних объектов происходит на поверхности соприкосновения этих объектов с «лучами» или «щупальцами», из чего можно сделать вывод, что ощущение/сознание находится вне «головы», и непонятно, где именно. Ещё, таким образом, затруднительно объяснить феномены памяти – откуда берутся сны и другие представления; на что надо направить «лучи», чтобы увидеть во сне предметы, несуществующие в объективном мире? Сильная сторона варианта 1 состоит в том, что он предполагает в ощущении наличие объективных предметов, а не образов и копий.
.2. Центральными понятиями гносеологии и психологии восприятия являются понятия образ и отражение. Именно при помощи этих понятий основная часть исследователей пытается выразить отношение внешнего (объективного) мира и внутреннего (субъективного).

Идея элементарная и легко проверяемая. Внешний предмет (прообраз) входит в прямое материальное соприкосновение с органом восприятия и оставляет в тканях этого органа свой отпечаток (образ). Например: монета = орёл + решка. Стороной орла вы вдавливаете в свою ладонь монету. На ладони отпечатался орёл. Отношение между орлом на монете и орлом на ладони – это отношение подобия (но не в строгом смысле математики). Что вполне соответствует тому, что образ должен быть подобием прообраза. Содержание материального образа и содержание его материального прообраза должны совпадать. Они и совпадают, это в большинстве случает уже доказано физиологией. В общем, проблем с определением отношения материального образа и материального прообраза для философии в данном случае нет. Философы их подобие признают.

Проблемы появляются тогда, когда начинается рассмотрение отношения нематериального ощущения к материальному прообразу. Ведь в ощущении и условиях его возникновения есть не только материальный прообраз, материальный образ, но и субъективное явление (такое как, например, боль при вдавливании монеты в ладонь), причём ещё надо доказать, что это нематериальное явление связано с материей органов восприятия. Проблемы:

.1. Существует ли связь между материей органов восприятия и нематериальными явлениями?
.2. В каком отношении находятся нематериальные явления и материальные образы? (Существует ли подобие, насколько оно адекватно?)
.3. В каком отношении находятся нематериальные явления и материальные прообразы? (Существует ли подобие, насколько оно адекватно?)
.4. Являются ли образами сами нематериальные явления, а если нет, то чем тогда они являются?
(Решение проблемы 1 в популярной форме изложено в [3], а более обстоятельно в [1]. – Повторять не будем).
К о н е ц п о с т а н о в к и з а д а ч и.

О л и т е р а т у р е. Данный материал содержится в трактате автора «Забесконечность», § 26 «Между раздражением и ощущением. Сущность и содержание души». На наш взгляд, мы полностью ответили на все вопросы по проблеме. Однако после публикации пришлось сделать вывод, что для читателя материал изложен недостаточно обстоятельно. Книга [1], в которой находится «Забесконечность», малодоступна. Значительно легче познакомиться с её электронным вариантом [2]. Облегчает понимание знакомство с отдельной статьёй [3]. Все эти материалы можно скачать на сайте автора [4].

2

Для тех, кто с вышеозначенной литературой ещё не знакомился, необходимо для дальнейшего понимания материала привести некоторые сведения из субъективной онтологии.
Для начала разделим все вещи окружающего мира на 3 разряда:
— косные сущности;
— живые сущности;
— духовные сущности.
И более абстрактно:
— телесный мир;
— бесплотный мир.

Эти абстракции выпукло показывают два революционных скачка в развитии Вселенной; при этом самым значительным изменением является появление нематериального (бесплотного).
Косные тела находятся на очень низком уровне индивидуации. Взаимодействуют они между собою очень сильно. В косном мире действие равно противодействию. Там всё высоковзаимозависимо и относительно. Кварки существуют только парами и тройками; Луна притягивает к себе Землю, а Земля Луну.
Всякое движение имеет направленность. Направленность движения вещей в косном мире мы представим следующим образом:
Тело1 (Т1) < —- > Тело2 (Т2)
Другой (односторонней) направленности (вроде, Т1 — > Т2, или наоборот) по причине низкой степени индивидуации тел, там быть не может.
Главное отличие живого от косного заключается в появлении на уровне живого таких явлений как ассимиляция, диссимиляция и раздражимость. Раздражимость, как и любое движение, имеет направленность. Процессы ассимиляции и диссимиляции означают, что для живого существа весь окружающий мир делится на своё и на чужое. Процесс ассимиляции — это процесс усвоения, а процесс диссимиляции — отчуждения. Поэтому про жизнь нельзя сказать, что в ней есть Т1 и Т2. В живой природе есть “свои” и есть “чужие”. (Будем далее обозначать “свой” — С, а “чужой” — Ч.)

Раздражение – реакция на внешнее воздействие, энергия которой превышает энергию раздражителя.

Основной категорией нематериального естествознания является (по нашему мнению) понятие о направленности раздражения. Несовместимость “своего” и “чужого” исключает такую форму направленности раздражения как С < —- > Ч. Но зато предполагает возможность существования таких форм направленности раздражения как С —- > Ч и С < —- Ч. Назовём это так:
“свой” —- > “чужой” — выражение.
“свой” < —- “чужой” — отражение.

Примеры выражения: все реакции раздражения организмов из царств растений, грибов и безъядерных — проникновение ДНК вируса внутрь клетки, повороты листьев к Солнцу и прочее; но ещё и в царстве животных это функциональные движения исполнительных органов — челюстей, лап, плавников, жабр и много ещё чего подобного. Все эти движения осуществляются по форме выражения.

Отражение отличается от выражения тем, что в результате движений, производимых по форме отражения, в организме появляется образ некоторого внешнего предмета. По форме отражения работают органы восприятия в царстве животных. Функционирование нервной системы — это тоже пример отражения. Движения по форме отражения чётко представлены для внешнего наблюдателя. Ничего духовного в них нет. Когда мы что-то видим, то наш глаз движется по контуру предмета, а внутри него происходят сложные биофизические преобразования — меняются потенциалы на мембранах, волны света взаимодействуют с молекулярными структурами, входящими в состав колбочек и палочек, и многое другое. Когда мы что-то слышим, то значит, мы одновременно “говорим”, поскольку слуховое ощущение сопровождается движением голосовых связок, а это движение формирует телесный образ звука. Лучше всего, конечно, показывать отражение на примере осязания. Осьминог нащупал якорь. Уберите мысленно якорь — и движение щупальцев оставит вам его образ.

Все органы (или органоиды) у живых объектов делятся на:
.1. Органы жизнедеятельности (листья, корни, желудки, лёгкие челюсти …). Направленность по С —- > Ч.
.2. Органы восприятия (глаза, уши, мозги …). Направленность по С < —- Ч.
Что же вытекает из того, что у живого раздражение проходит только по форме С —- > Ч и форме С < —- Ч, но никогда не проходит по форме С < —- > Ч? Из этого вытекает то, что для всякого живого верно следующее правило:
1) Некоторые организмы имеют только одну из двух форм раздражения — либо выражение, либо отражение.
2) Некоторые организмы имеют обе формы раздражения, но при этом одна из них является существенной и адекватной формой раздражения, а другая является несущественной и неадекватной формой.
3) Невозможно, чтобы выражение и отражение, являясь присущими организму зараз, являлись бы зараз одинаково адекватными и существенными.
Существенным признаком мы называем такой признак, исчезновение которого приводит к исчезновению всей вещи.

В царствах растений, грибов и безъядерных организмы состоят только из органов жизнедеятельности – там нет никакого отражения. Выражение для этих организмов будет адекватной и существенной формой раздражения.
Организмы животных состоят из органов жизнедеятельности и органов восприятия. Мы наблюдаем сосуществование выражения и отражения в организме в целом, но не в отдельном из этих органов зараз. Существенной и адекватной будет в данном случае форма выражения, а отражение — это здесь несущественная форма. Последнее вытекает из того, что животные произошли из растений.
Уже достаточно знаний, чтобы понять, как из материального появляется нематериальное.
Рассмотрим орган жизнедеятельности. Форма раздражения – С —- > Ч (выражение), она существенная и адекватная. Какая ещё форма раздражения может находиться в органе жизнедеятельности? Вообще никакой формы раздражения в живом органе находиться не может, потому, что он живой. Остаётся предположить, что помимо выражения, в органе жизнедеятельности будет находиться ещё и отражение (С < —- Ч). Однако последнее предположение приходится отвергнуть, поскольку, как было уже установлено выше, выражение и отражение друг с другом несовместимы. Живые объекты – это не косные вещи. Если допустимо Т1 < —- > Т2, то С < —- > Ч недопустимо. Вывод: в органах жизнедеятельности есть только выражение и больше ничего. Выражение это материальное. Ничего идеального органы жизнедеятельности не производят.

Рассмотрим орган восприятия. Форма раздражения – С < —- Ч (отражение). По отношению к самому органу восприятия, отражение – это существенное качество, поскольку без отражения орган восприятия не был бы органом восприятия, эти органы формируются именно для отражения. А вот по отношению ко всему организма в целом, отражение – несущественная и неадекватная форма раздражения. Отражение это материальное. Поставим 2 вопроса и ответа сразу:
.1. Может ли в органе восприятия одновременно находиться материальное отражение и материальное выражение? – Не может никогда, потому что то С < —- > Ч недопустимо.
.2. Может ли в органе восприятия находиться одно только лишь материальное отражение? – Не может этого быть в принципе, поскольку отражение это несущественная форма раздражения (по отношению ко всему организму), а выражение – это существенная. Не может быть такого положения, чтобы несущественное существовало, а существенное не существовало бы (смотри выше определение существенного признака). Заострите внимание: организм это не механизм, организм это в значительной степени целостное явление – организм не мог бы оставаться целостным, если бы в каждом его органе не соблюдался бы принцип, общий по отношению ко всему организму: выражение – это существенное, а отражение – несущественное.

Из пунктов 1, 2 следует, что материальное выражение должно и не должно находиться в органе восприятия зараз.
Из полученного противоречия автор сделал вывод, что в органе восприятия находится выражение, НО ТОЛЬКО ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ.
Из последнего вывода мы имеем направление исследования: установить природу нематериального выражения в органе восприятия и проверить, можно ли, отождествить нематериальное выражение с психикой (духом)?
Будем устанавливать природу нематериального выражения. Раздражение – это не тело. Тело – это условие для появления материального (телесного) раздражения. Телесное раздражение не возникает из ничего. Причиной телесного раздражения является раздражитель – тело. (Пока в глаз ничего не попадёт совне, вы ничего нового не увидите.)
Назовём то раздражение, раздражителем какого является тело, раздражением первого порядка (раздражением1):
Тело — > раздражение1.
В органе восприятия отражение – это раздражение1.
Самый интересный вопрос: какой раздражитель вызывает в органе восприятия выражение? Учтём, что выражение в органе восприятия не может быть таким же по природе, как и отражение – значит, раздражителем выражения не может быть тело. Учтём ещё, что отражение это неадекватная по отношению к выражению форма, которая находится с ней в логическом конфликте (противоречии).

Автор решил, что неадекватная, несущественная форма раздражения может действовать на адекватную и существенную форму раздражения как раздражитель. В органе восприятия раздражителем для появления выражения служит неадекватная и несущественная форма – отражение.
Назовём то раздражение, раздражителем какого является раздражение первого порядка, раздражением второго порядка (раздражение2):
Раздражение1 — > раздражение2.
В органе восприятия выражение – это раздражение2.
Для раздражения 1 порядка раздражитель – тело. Поэтому раздражение 1 порядка телесно, материально.
Для раздражения 2 порядка раздражитель – раздражение 1 порядка (материальное, телесное раздражение).
Из причинно следственной цепочки:
Тело — > раздражение1 — > раздражение2
вытекает, что:
Тело — > раздражение2 ЗАПРЕЩЕНО!

Раздражение 1 порядка непосредственно вызывается телом – поэтому оно материально. Раздражение 2 порядка не может быть непосредственно вызвано телом – поэтому оно нематериально.
Вот в этом и состоит вся суть нематериального, бестелесного. Ещё раз:
То раздражение, какое вызывается телом, будет телесным, материальным.
То раздражение, какое не может быть вызвано телом, будет бестелесным, нематериальным.
Нам удалось установить природу нематериального выражения в органе восприятия: это раздражение 2 порядка.
Осталось решить последний вопрос: можно ли раздражение 2 порядка в органе восприятия отождествить с психикой (духом)?

Пример 1. Пусть я какой-нибудь биофизик-редуктивист и пытаюсь в недрах тканей органов восприятия (или мозга) испытуемого человека обнаружить то, что он видит своими глазами сам. Он говорит, что видит зелень. Почему я не могу ту самую зелень, какую видит он, обнаружить в тканях его органов восприятия? – Потому что орган восприятия – это тело, имеющее отражение1. А в основе ощущения зелени лежит выражение2. Ощущение это более сложное явление, чем выражение2. Помимо выражения2 в ощущениях дано ещё и содержание образов. Но нематериальность ощущений обусловлена нематериальностью выражения2.

3

Внимание! В тексте используются общеупотребительные слова в качестве терминов и много часто употребляемых терминов. Поэтому, для адекватного понимания требуется использовать только приведённые здесь определения и комментарии к ним. Главное понятие § 26 – содержание. Там даётся его определение, которое нужно тщательно прокомментировать.

Содержание – это отношение между признаками.
Признаки – предикаты 1 порядка, свойства и отношения, непосредственно связанные с предметами и неотделимые от них.
Отношения, образующие собой содержание, могут от носителей признаков отделяться и переходить на другие предметы и признаки.
Форма – это совокупность признаков.

Пример 1: острие иголки: А (это не буква, а рисунок), её форма это втулка, острие. Её содержание – угол при вершине 30. Если эту иголку воткнуть в поверхность, то на поверхности получится новая форма – отверстие: V. Содержанием у этого отверстия будут те же 30 при вершине, что и у втулки. Содержание с одной формы перешло на другую, не меняясь.

Пример 2. Пианист играет гамму. В форме 1 эта гамма будет иметь колебания воздуха, а содержанием частоту колебаний. В форме 2 гамма будет находиться в виде колебаний барабанной перепонки, но с той же самой частотой-содержинмем.

Пример 3. Треугольник. Формы: прямой, тупоугольный, остроугольный. Содержание – 180.

Начнём рассматривать, как образуются ощущения. В качестве материального раздражителя возьмём иголку. Форма иголки – острие А. Содержание иголки – острый угол при вершине и высота конуса. Втыкаем острие в кожу ладони – в коже образуется новая форма – отверстие V. Содержание отверстия V – тот же острый угол при вершине и та же высота конуса, что и в содержании А.
Как было показано в § 2 этой статьи, так происходит материальное отражение1. Острие иголки отразилось в ладони. Форма существования отверстия V является материальным образом материального прообраза А. Отражение1 служит раздражителем для появления в коже ладони выражения2 (уже нематериального).
Главный вопрос: может ли у выражения быть содержание, и что мы вообще ощущаем в нематериальной форме?
У отражения содержание есть – это видно из примеров и определений, а вот может ли быть содержание у выражения? Если предположить, что у выражения2 не будет содержания – то что мы тогда чувствуем?? Бессодержательного чувства быть может. Кто ощущал бессодержательное чувство?
Ответ: Если есть выражение2, то это значит, что внутри органов восприятия находятся 2 отношения, имеющие противоположную направленность: материальное Ч —- > С (отражение) и нематериальное Ч < —- С (выражение). Соединим вместе эти 2 противоположнонаправленных отношения – получится новое отношение – приблизительное равенство: .

Ч —- > C + Ч < —- C = Ч С
Оно должно оказаться приблизительным из-за того, что нематериальное в принципе не может быть отождествлено с материальным, но по направленности раздражения материальное и нематериальное могут быть уподоблены друг другу.

Ответ состоит в том, что отношение подобия между содержанием прообраза и образа находится вне органа восприятия и не может, поэтому ощущаться. Приблизительное равенство устанавливает отношение подобия между содержанием материального образа и его прообраза внутри органа восприятия. Вот это самое содержание, которое является общим, как для материального образа, так и для материального прообраза выделяется отношением и существует в нематериальной форме – его-то мы и ощущаем.

Продолжаем пример. Содержанием формы А является острый угол при вершине и высота конуса. Такое же содержание имеет и форма V. Но внутри кожи, внутри органа восприятия нет отношения подобия содержания А и V. В коже (до (в логическом времени) появления выражения2) есть только отражение1, а оно является материальным. Выражение2 не полностью отождествляет содержание А с содержанием V внутри кожи. В результате такого отождествления мы имеем тот же угол при вершине и ту же высоту конуса в качестве содержания новой формы – ощущения. Боль от укола (ощущение) – это форма, которой соответствует и в которой существует острый угол при вершине и высота конуса.

В отличие от отражения1, выражение2 не имеет своего собственного содержания, но оно может создавать содержание за счёт неполного отождествления содержания раздражителя и содержания отражения1 внутри органа восприятия и выступать в качестве формы существования (нематериальной – ощущения) для такого содержания.
В форме нематериального выражения ощущается содержание материального образа содержание материального прообраза.
Последний пример. Раздражитель издал звук «си». Форма звука – колебания воздуха. Содержание звука – частота колебаний «си». Звук доходит до уха. Возникает раздражение1 по форме отражения. На барабанной перепонке появляется материальный образ звука в форме колебаний перепонки. Содержание образа – частота колебаний «си». По Общему правилу перехода от материального к нематериальному в ухе/нервной системе возникает раздражение2 в форме выражения. Само по себе выражение не может иметь содержания (подобно тому, как его имеет образ). Но вместо этого возникает отношение Ч —- > C + Ч < —- C = Ч С, где в Ч С объединяется содержание образа и содержание прообраза. Когда мы слышим звук «си», а это есть раздражение2 в форме выражения, то содержанием у данной формы будет частота колебаний «си».

Теперь вернёмся к той дискуссии, в которой обсуждается вопрос: что мы имеем в ощущениях – образы или прообразы? Из формулы
Ч —- > C + Ч < —- C = Ч С
понятно, что и то и другое.

 

П р и м е ч а н и е. Автор пропагандирует материал этой статьи для преподавания в школах. Как можно видеть, тут нет ничего сложного, особенно если сравнить с материалом по химии или молекулярной генетике, какой уже преподаётся. Нельзя не понимать, чем дух отличается от тела; учить этому надо начинать ещё в школе. Те, кто согласен с этим мнением – поддержите инициативу автора.

Литература

  1. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. – Ростов-на-Дону: ООО “Медиа-Полис”, 2013.
  2. Шуранов Б.М. Знания по философии и логике. – Ростов-на-Дону: ООО “Медиа-Полис”, 2013.// Файло – URL: http://yadi.sk/d/3s2qHVwp582sk/ .
  3. На носу сессия, а вы, как всегда, ничего не успеваете, тогда необходимо обратиться в 5orka.ru. Пятерка это дипломные, курсовые, контрольные, семестровые работы на твердую 5. Получайте образование вместе с Пятеркой.
  4. Шуранов Б.М. Объяснение основного психического эффекта, 2014.// Файло – URL: https://yadi.sk/i/1BXrZnX7cHNRd
  5. Шуранов Б.М. Философ Шуранов Б.М.: сайт// URL: http://filosofshuranov.ru .