Базовая структура личности

Понятие “личность” имеет несколько значений, для наук же изучающих человека принципиально важным является лишь одно из них. Вот как определяют это значение некоторые словари и энциклопедии…

…Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида.

…Устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

…Относительно устойчивая система поведения индивида.

…Человек с точки зрения черт его характера, поведения.

То есть, личность человека определяется структурой и характером его реакций и проявлений, иначе – реактивной структурой.

Теперь обратимся к словарям и энциклопедиям еще раз, и посмотрим, что изучает психология…

…Отражения индивидом объективной реальности.

…Совокупность объективных реакций индивидуума.

…Как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.

…Закономерности, механизмы и факты психической жизни.

Если сопоставить предметы, которые изучает психология с определениями личности приведенными выше, то можно легко заметить, что предметом изучения психологии является именно реактивная структура личности.

К сожалению, гуманитарные науки не имеют общепринятого мнения о реактивной структуре личности, отталкиваясь от которой, можно было бы развивать единую, научно-целостную теорию личности. Поскольку структура личности, как общепринятая научная база не определена, ученые изучающие человека подобны слепцам из известной притчи, в которой незрячие люди ощупывали разные части тела слона, и делали весьма противоречивые выводы об экстерьере животного.

В качестве исходных положений определяющих базовую, реактивную структуру личности, примем следующие утверждения…

Структура личности тождественна структуре реакций и проявлений личности.

Структура реакций и проявлений личности определяется структурой ее мотиваций.

Структура же мотиваций определяется структурой потребностей.

Таким образом, общепринятая (достоверная в своей доказательной очевидности) классификация потребностей человека, могла бы являться универсальной матрицей для определения (реактивной) структуры личности.

В качестве исходного материала для определения структуры потребностей человека проанализированы наиболее полные и системные классификации, разработанные Генри Мюрреем, Абрахамом Маслоу и Станиславом Борисовичем Кавериным. Но поскольку этот анализ требует вдумчивого чтения, и как следствие, больших временных затрат, то в рамках интернет формата мы его опустим, и сразу перейдем к результатам анализа, то есть к главе “Итоговая классификация потребностей”

Итоговая классификация потребностей

Анализ классификаций потребностей Мюррея, Маслоу и Каверина на первый взгляд может показаться разгромным, однако, 42 потребности из 44 предложенных ими, или отнесены в предлагаемой классификации к архетипическим потребностям, или же приняты как их частные проявления. То есть, почти все потребности, представленные в классификациях ученых, будут так или иначе фигурировать в предложенной классификации, что в достаточной мере может свидетельствовать о парадигматической полноте тех семи пунктов из которых она состоит.

Физиологические потребности

Лень – двигатель прогресса. В этой известной шутке заключен образ одной из главнейших человеческих потребностей, потребности в физическом комфорте, который по библейски фатально (“в поте лица своего будешь есть хлеб свой”) нарушается тяготами трудовых усилий. Если бы в результате приложения трудовых усилий не удовлетворялись другие потребности, то человечество вероятно прекратило бы всякую трудовую деятельность, и деградировало в праздности.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


К счастью, потребности находятся в противоречии друг с другом, что поддерживает личность в неком мотивационном балансе. В случае же если какая-либо потребность становится доминирующей, то тогда у человека могут возникать социальные, психологические, или даже психические проблемы. Так например, люмпенизация личности в большинстве случаев обусловлена именно тем, что потребность в праздности (физическом комфорте) становится для человека непреодолимой.

Основные физиологические потребности…

Потребность в физическом комфорте.

Потребность в пище.

Сексуальная потребность.

Интересно отметить, что доступность этого нехитрого набора удовольствий, ассоциируется у человека с райской комфортностью существования.

Потребность в безопасности

Потребность в безопасности не отнесена физиологическим потребностям, хотя бы потому, что физиологические потребности являются позитивными мотивациями (желаниями), потребность же в безопасности является мотивацией негативной (нежеланием).

Основные причины физиологических страхов…

Страх перед дискомфортом бедности.

Страх перед насилием.

Страх перед болью.

Страх перед болезнями.

Страх смерти.

Страх перед голодом.

Страх перед наказанием.

Страх перед мистическим воздействием.

Страх перед дискомфортом зависимости, несвободы.

Эмоциональная потребность

Неудовлетворенная эмоциональная потребность (скука), обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях. В действительности же, потребность в эмоциях преследует человека непрерывно. Бездеятельность при отсутствии внешних источников впечатлений, тут же приводит человека в состояние сенсорного голода, который и толкает человека к действию.

Основные способы насыщения эмоциональной потребности…

Трудовая, повседневная деятельность.

Социальные контакты.

Размышления. Мечты.

Информация. Познание.

Развлечения. Зрелища.

Творчество. Увлечения.

Эстетические впечатления.

Игры. Соревнования.

Приключения. Путешествия.

Алкоголь, наркотики.

Негативные же, или избыточные чувства, эмоции и впечатления оборачиваются такой разновидностью эмоциональной потребности, как потребность в эмоциональном комфорте.

Потребность в уважении

(Потребность в благоприятном и лестном мнении о себе).

Потребность в уважении можно разделить на две составляющие…

  1. Репутация, которая определяется должным исполнением общепринятых поведенческих норм.
  2. Престиж, который определяется причастностью человека к предметам социальной значимости.

Предметами социальной значимости могут являться…

Благополучие, благосостояние.

Ценности, вещи.

Авторитетность, влиятельность.

Звание, должность.

Знакомства, родство.

Просвещенность, компетентность.

Заслуги, достижения.

Мастерство, способности.

Первенство, лидерство.

Известность, слава.

Прогрессивность, модность.

Оригинальность, исключительность.

Бесстрашие, сила.

Привлекательность, красота.

Стиль жизни, род занятий.

Проявления потребности в уважении…

Страх перед насмешкой, осуждением и презрением, перед неодобрительной молвой, перед нелестным, пренебрежительным мнением. Мнительность, подозрительность, ранимость, застенчивость, страх публичности, обидчивость, злопамятность.

Чувство ущербности, неполноценности, ничтожности.

Демонстративная потребность

(Потребность быть объектом интереса и внимания).

Проявления демонстративной потребности…

Стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный).

Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление.

Стремление оставлять о себе память (хотя бы и негативную).

Стремление к известности и славе.

Стремление к общению и социальным контактам.

Демонстративность, бравада, кураж, позерство, вычурность, эпатажность.

Потребность в превосходстве

Проявления потребности в превосходстве…

Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.

Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.

Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.

Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.

Стремление влиять, поучать и убеждать.

Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов.

Стремление превзойти других, достичь высшего уровня.

Неприятие превосходства чужих благ, достоинств и успехов (зависть).

Демонстративные и агрессивные проявления потребности в превосходстве.

Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство. Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность, вандализм. Стремление унизить, оскорбить, опорочить.

Потребности самоутверждения (потребность в уважении, превосходстве и демонстративная потребность) настолько тесно взаимосвязаны между собой, что зачастую бывают просто неразделимы. В классификациях Мюррея, Маслоу и Каверина, потребности самоутверждения представлены или их частными проявлениями, или же напротив очень сильно обобщены. Дифференциация потребностей самоутверждения, представленная в данной работе, призвана хоть в малой степени систематизировать этот огромный мотивационно – поведенческий симптомокомплекс.

Эмпатическая потребность

В отличие от прочих (личных) потребностей, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Эмпатическая потребность, это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования.

Эмпатическая потребность проявляется в таких формах благожелательности как…

Деликатность, тактичность, предупредительность.

Великодушие, снисходительность, терпимость.

Сочувственность, сострадательность.

Отзывчивость, участливость.

Доброта, жертвенность, щедрость.

Аэмпатичность же, оборачивается такими проявлениями…

Бестактность, неделикатность, невежливость.

Бесцеремонность, наглость, дерзость.

Бессердечность, черствость, жестокость.

Грубость, хамство, циничность.

Заботиться о психологическом комфорте окружающих и соблюдать их интересы предписывают так же и правила относящиеся к категориям этики, но они носят нормированный, ситуационный и обязывающий характер, необходимость их исполнения обусловлена потребностью в благоприятном мнении о себе (в уважении). Многообразие же, чистосердечность, самоотверженность и тонкость эмпатических (нравственных) проявлений дружественности не способны предусмотреть никакие поведенческие нормы.

Таким образом, мы можем видеть, что все многообразие человеческого поведения определяется всего семью архетипическими потребностями, которые собственно и определяют (реактивную) структуру личности…

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Эмоциональная потребность.
  4. Потребность в уважении.
  5. Демонстративная потребность.
  6. Потребность в превосходстве.
  7. Эмпатическая потребность.

Структура мотивированности теми или иными потребностями носит индивидуальный характер. Сила мотивированности теми или иными потребностями, в том или ином их сочетании охватывает диапазон заинтересованности от полного безразличия, до страсти. Именно эта индивидуальность структуры мотиваций и определяет (реактивную) структуру личности.