Пророчество психоаналитика

Проведем анализ происходящих сегодня событий, каковые действительно отличаются от происходящих вчера и позавчера. События всегда отличаются, потому важно иметь критерий отличий; последний положим в области эволюционных процессов, под каковыми будем подразумевать изменение души человеческой. Простое событие – положим: падения камня – выходит за рамки критерия; рамки обнимают понятия интегральные, внешне представляемые кругом подобных событий, но имеющих под собой некоторое, превосходящее смыслом, основание (в душе, разумеется), каковое и требуется обнаружить. Таковы психические процессы, происходящие, однако, не в отдельно взятой душе, но стоящие перед и формирующие в каждой свои отражения, каковые могут различаться по характеру зеркала отражающего. Здесь можно наблюдать изменения общественных интересов, проблемы именно современного общества, так же личные проблемы людей, имеющие массовый характер. Здесь окажутся экономические, политические, национальные и многие другие проблемы, что так же есть отражения, через которые можем выйти на существо, имеющее, как предполагается, единый корень.

Несложно понять, что корень исходит из психических областей; все общечеловеческие проблемы определяются там, вне их определяются проблемы физиологического и физического характера. Можно так же понять, что традиционное ограничение психики отдельным человеческим существом объективно неадекватно, ибо неспособно отразить явление человеческой эволюции, т.е. эволюции вида, происходящей не с отдельно взятой душой – с душой вида. Для эволюции животного вида необходимо единое жизненное пространство, определяющее его особенности и свойства; для эволюции человека необходимо аналогичное, но психического характера, определяющее свойства человеческих душ. Оно несомненно есть, только что человек этого пространства не ощущает, еще глух и слеп на этом уровне бытия, как некогда, очень давно, был глух и слеп на физическом, однако же смог развиться до человеческого организма. Так освоение психического мира – законное будущее человеческой эволюции.

Но речь пока не о будущей эволюции – о настоящих ее проблемах, каковые лежат в психических областях, человеком еще не воспринимаемых. Однако можем судить о процессах по их отражениям в мире, по крайней мере можем составить общее представление. Оно не будет вполне объективным, поскольку придется использовать обобщения исходя из отдельных фактов, заведомо не охватывающих процесс, так же и факты окажутся представлениями явления, разумеется субъективными, но это единственная возможность суждения, потому уже им не следует пренебрегать. И факты будем брать вполне очевидные, например явление терроризма…

Его не было еще четверть века назад, сегодня же представляет не национальную – общечеловеческую проблему. Люди жертвуют собственной жизнью ради причинения ущерба и лишения жизни совершенно неизвестных людей. Рассматривая отдельные случаи можно увидеть обман, психическую обработку сознания, религиозный фанатизм и многое, вроде бы толкающее каждую отдельную душу на эту бессмысленную жертву, но явление имеет массовый характер, потому видеть в нем только частные причины было бы близоруко. Все это скорее инструменты, служащие более общей цели процесса. Попробуем ее отыскать:

С некоторой стороны очевидно, что на жертву толкает собственная душа, в которой происходят процессы, склоняющие ее к такому поступку. Процессы происходят помимо контроля сознания, это более глубокие течения в психической среде, имеющие в душах сообразные их уровню отражения. Так или иначе, на смерть толкает безысходность, отсутствие будущего. Можно услышать, что толкает бедность и отсутствие возможности вырваться из ее когтей, но это не так; на смерть идут не голодные, эти ищут способы выжить и борются за жизнь до конца. Толкает не бедность, не богатство, вообще не внешние условия бытия; толкает душа, не имеющая смысла жить. Ее не интересуют уже материальные блага, но и иных интересов не имеет, потому становится безразличной к жизни и смерти, ибо уже умерла. Прочие обстоятельства инструментальны, но смерть несут мертвые души.

Можно предположить и причины повышенной смертности душ. Они, конечно, за пределами сознательных областей, люди, по крайней мере в этой жизни, никак не виноваты и не способны сопротивляться. Процессы обесценивания ценностей прошедших тысячелетий в настоящее время подходят к своему апогею; люди вдруг обнаруживают, что прежние смыслы перестают питать душу, им не интересно уже устремляться к получению все больших жизненных благ, имеющиеся их удовлетворяют, но так же и нет иных интересов. Душа без питания умирает, ей необходимо куда-то стремиться, чего-то достигать и желать, в этом и состоит ее жизнь.

Конечно здесь следствия еще более высоких процессов. Истоков не обнаружим, можем понять лишь, что они существуют, определяя переход на новый этап человеческой эволюции, движимой иными устремлениями человеческих душ. Умрут те, которые не успели эти устремления в себе воспитать, жить останутся те, которые найдут в себе смыслы продолжения жизни. Несложно указать, что смыслы в утверждении красоты, общего блага, благодарности, жертвы, прощения, справедливости и т.д., что пустые слова для не имеющих отклика на эти понятия, сорить которыми объективно бессмысленно. Процессы происходят помимо воли и желания человеческих, с ними невозможно и не нужно бороться, они эволюционны, потому произойдут неизбежно; людям следует принять неизбежное.

Но терроризм не исчерпывает болезней современного общества. Обычно в глаза бросаются явления яркие, глубокие остаются в тени. Никого особенно не беспокоит экспоненциальный рост прагматизма, падение значимости связующих души понятий: чести, достоинства, родины, общего блага; понятие совести вообще исчезло из языка. Таков результат разложения общечеловеческого организма на миллионы и миллиарды личных маленьких эгоизмов, каждый из которых представляет целое, имея окружающий мир в качестве обеспечивающей его жизнедеятельность среды. Немногие беспокоящиеся пытаются обвинить во всем людей, якобы что-то забывших либо презревших, пытаются повернуть вспять эволюцию, взывая к тому, чего уже нет. Процессы разложения имеют причины вне человеческих душ, последние лишь отражают эти процессы. Общечеловеческий организм, организованный на отношениях взаимной выгоды, должен все-таки умереть, освободив место другому, организованному на другом основании, таково движение эволюции, потому и происходят процессы разложения в первом. И разложение обеспечивают космические обстоятельства, определенным образом воздействуя на психическую среду, что душа не ищет взаимности – ищет личной выгоды, каковая уже противостоит взаимности и разрушает единство. Как именно это происходит и в чем именно выражается – определить затруднительно; явления психические абстрактны и не имеют объективного представления, но следствия объективны, по ним можем судить.

Рост прагматизма, терроризм и умирание нравственности не есть безусловные следствия рассматриваемых причин, но отражения – прежде в душах, и далее в мире, потому так разнообразны, что зависят уровня и свойств зеркала отражающего. Иные зеркала породят и иные следствия, но судим по большинству, определяющему доминанту развития. Здесь же можно отметить набирающее силу устремление к поиску нового основания; к сожалению оно так же зависимо свойств и уровня зеркала, люди устремляются не к истине, но к своему о ней представлению, по большей части примитивному и просто ложному, становятся легкой добычей манипуляторов, использующих неустойчивое состояние чужой души в своих личных интересах. К последним относятся разного рода церкви, секты, конфессии, последователи того или иного учения и учителя, практикующие какую-либо психотехнику кружки, группы, собрания, объединения…, вплоть до организаций сетевого маркетинга; т.е. все, кто претендует на знание истины либо пути к таковому. Христианская религия ничем не лучше из перечисленного, ибо речь в данном случае не о религии – о людях, использующих тот или иной инструмент в своих интересах. Истина оказывается не в религии – в человеке, потому ценить следует все-таки человека, независимо слов, им на ближнего извергаемых.

Можно уже предположить, что явление одержания и психической зависимости людей будет еще иметь лавинообразный характер, ибо люди в своем большинстве не имеют критериев истины, не воспитали то, что в недалеком прошлом именовали совестью, в собственной душе.

Можно сказать о коррупции: Чтобы чиновник не брал необходима идея государственности, владеющая душами его граждан, тогда личные интересы будут вступать в противоречие с гражданским долгом. Личные, конечно, сильнее и побеждают значительно чаще, но до сего времени им была, по крайней мере, альтернатива, люди чувствовали наличие долга перед отечеством. Его невозможно заменить страхом, который лишь увеличивает взятку надбавкой за риск, никак не касаясь корня проблемы. Дело оказывается не в том, что у того или иного чиновника нет гражданского долга, что еще можно как-то решить мерами человеческими, но что ни у кого его уже нет, потому и решить здесь ничего уже невозможно. Люди действуют сообразно личным интересам каждого; вышестоящим выгодна коррупция нижестоящих, от которой им приходится своя доля благ, показательные разоблачения есть вынужденная жертва наименее ценными кадрами, необходимая для поддержания имиджа.

Очевидно имидж им через какое-то время уже не понадобится, в душах окончательно отомрет объединяющее начало, прагматизм окончательно победит, люди перестанут надеяться и требовать от кого-то служения их интересам, равно как и сами будут служить только себе. Государство развалится, потому и чиновники станут уже не нужны; они роют себе собственную могилу; не представляют последствий своей деятельности, хоть, впрочем, уже не в состоянии ничего изменить. Эстафету примут многочисленные банды с атаманами во главе, будут грабить разбежавшееся по лесам и полям население, так же душить друг-друга, так же разваливаться от внутренних противоречий. Таковы законные и логически последовательные результаты происходящих процессов, как бы ни казались сегодня абсурдны по несоответствию нашим надеждам.

Еще более показателен анализ общественных интересов, каковые несложно обнаружить на основе прессы и телевидения. Несколько десятков лет назад доминирующими журналами были: “Наука и жизнь”, “Знание – сила”, “Техника молодежи”…, где представлялись достижения современной науки либо предлагалось смастерить нечто удивительное своими руками; имели успех передачи научно-популярного характера. Сегодня, если оставить в стороне откровенно развлекательные тенденции, направление тех же самых передач изменилось; так же представляются достижения, но более как результат, обеспечивающий удовлетворение некоторых потребностей, тогда как раньше открывался скорее мир через некоторый результат – вроде бы неуловимая грань, но существенная. Фильмы указанной выше давности не различались по направлению; были плохие и хорошие фильмы, ценность каковых составляла игра актера. Сегодня игра вторична, ценность составляют эффекты, демонстрируемые актерами либо техническими средствами, потому и фильмы различаются по направленности на те или иные струны души, обычно низменного свойства, т.е. это боевики, триллеры, эротика, ужасы, комедии или секс. Речь не о том, что уровень души изменился, изменилась ориентация, люди ориентированы на потребление, получение личных удовольствий, тогда как раньше удовольствие доставляло чувство общности, совместной деятельности, переживание “наших” достижений.

Следует отметить и увлечение историей, не характерное для прошедших лет, о чем можно судить по обилию исторических фильмов, псевдо-научно-популярных передач, бесконечно обсасывающих одни и те же темы, представляя бесчисленные взгляды ученых и не слишком ученых энтузиастов, категорически отрицающих друг-друга и ничего не добавляющих к имеющемуся представлению. Людям стало интересно прошлое, на этом и спекулируют, однако сам интерес – явление объективное. Обычно к прошлому обращаются при неудовлетворенности настоящим, инстинктивно пытаясь найти там разрешение настоящих проблем, но имеются и другие причины.

Появились общества реконструкторов, кующих себе доспехи, шьющих исторические костюмы, устраивающих сражения, балы, рыцарские турниры…, но главное – всем этим живущих. Прошлое реально притягивает души, оно неопределенно, загадочно, таинственно…

Появилось и новое направление интересов – мистика. Ей сегодня выделен отдельный канал, да и прочие наполовину завалены этим интересным людям продуктом, заместившим собой много менее интересные научные передачи. Само изменение интересов ни плохо ни хорошо, можем лишь говорить о причинах, вернее о том, что явление имеет причину, лежащую за рамками отдельной души человеческой. Предположительно именно это направление должно заменить техногенное развитие общества, ибо полагать, что иного, кроме техногенного, не существует – более чем близоруко. Тем более что в прошлом (правда, весьма отдаленном) имеем цивилизации, стоящие на мистическом фундаменте; такова индийская империя Рамы, такова, согласно легендам, цивилизация Атлантиды. Сегодня наблюдаем смещение человеческих интересов, что есть признак надвигающейся смены эпох.

Можно, конечно, присоединить сюда календарь Майя, определяющий дату смены – декабрь 2012 года, что вполне вероятно, поскольку причины психических изменений равно космические, но здесь анализируем происходящие сегодня события, каковых уже достаточно для прогнозов.

Наиболее часто используемый аргумент повышения количества стихийных бедствий на поверку оказывается несостоятельным; слишком субъективная эта статистика, хотя с какой то стороны событий действительно больше. Главные события все-таки в душах людей. Совсем не трудно увидеть опустошение душ современников, исчезновение ценностей, которыми жили отцы. То, что именуем сегодня культурой – пустая оболочка некогда жившего в ней существа. Невозможно определенно сказать, что именно оттуда исчезло, какой-то дух, как исчезает из тела в момент смерти человека, и никто не может сказать – чего именно не хватает. Остались великие произведения великих мастеров, только уже не трогают душу; не потому, что душа стала хуже, она изменилась, сообразно изменившимся условиям бытия и не реагирует на воздействия, ориентированные на иные основы.

Опустошение душ явление необходимое; невозможно наполнить новым содержанием уже полный сосуд, прежде его следует опустошить. Нельзя сказать, что кто-то намеренно опустошает человеческие души, таков закономерный процесс эволюции, иногда именуемый революцией, только не социальной – духовной. К нему не имеет отношения прагматизм и падение нравов, это лишь отражения, различные по уровню душ. Немудрено, что по ничтожному уровню пустая душа представляет ужасное зрелище, но пустыми могут быть и высокие души. Ужасы состояния эти переживают в себе, там и рождается то, что будет ценностями грядущей эпохи. Сегодняшнее время великое, никак не ничтожное; закладывается фундамент великой постройки.

Конечно, хотелось бы предположить следствия происходящих сегодня процессов; здесь можем построить лишь самые общие предположения. Определенно можно уже утверждать смену доминанты человеческого развития. Традиционные надежды на все большее развитие техники, электронные, информационные, нано-технологии…, очевидно несостоятельны; общественные интересы неуклонно диктуют иное направление развития. Сегодня трудно еще воспринять эту реальность, но она будет проявляться, становясь с каждым днем очевиднее; подрастающее поколение все и определит. Интересы окажутся в мистике, они уже бредят магией и колдовством, их так же тянет неведомое, но в этом именно направлении. Оно не есть в никуда – равноценное техногенному развитие общества, которого просто не знаем.

Нельзя сказать, что на имеющемся сегодня уровне развития душ это направление сулит человечеству блага, скорее наоборот – обернется самым грязным, примитивным и отвратительным колдовством, направленным на утверждение самости; человечество отступит на тысячи лет, утеряет практически все свои достижения, каковые не сможет уже удержать. Таков неизбежный шаг назад, чтобы сделать десять вперед, ибо фундамент цивилизации следует поменять.

Далее можно уже фантазировать. Один из возможных вариантов развития событий связан с геологическими катаклизмами, которые вероятны на рубеже смены эпох; это можно предположить и по следам прошедших времен. Но разрушение основания может произойти в результате техногенной катастрофы. Наиболее вероятным развитием событий можно считать постепенный отток интеллекта от технических основ, которые можно сегодня поддерживать незначительным количеством специалистов, с лавинообразным обрушением конструкции при утере критической массы в следствии возможно и небольшого катаклизма местного характера. Это произойдет не сегодня, но к этому движется эволюция.

За обрушением наступят смутные времена безвластия и первобытного способа производства общественных благ, откуда возьмет начало новая линия эволюции, сообразная насущным человеческим интересам. Люди вновь научатся колдовать, что не требует никаких технических средств реализации; они вдруг обнаружат, что могут достигать желаемого простыми, хотя и не вполне достойными способами, сообразными уровню желаний. С развалом государственности люди расселятся по деревням, в каждой из которых будет владыка, умеющий подчинить паству собственной воле. Религии не будет, властвовать будет сила. Вооруженных конфликтов так же не будет, воевать будут маги, подчиняя чужие души. Вновь войдут в употребление магические зеркала, разного рода кристаллы, будут приноситься жертвы, не богам – собственным неукротимым желаниям власти. Картины этого мира многократно уже нарисованы художниками и кинорежиссерами, чувствующими устремления толп; вряд ли они анализировали причины, скорее интуитивно угадали, может почувствовали, грядущее.

Это общество вновь начнет развиваться, но по другому пути. Люди будут изобретать не велосипеды и самолеты, но средства магического воздействия на среду. В конечном итоге они смогут добиться всего того, что имеют сегодня и более, только с другой стороны. Магия лишь в низших своих проявлениях отвратительна (не более желаний души человеческой, каковым только служит), техника на службе тем же желаниям выглядит более привлекательно, ибо безразлична к цели (так можем восхищаться современным оружием массового поражения как достижением мысли); магия – отражение цели, ее психическая производная, эмоциональная оценка здесь доминирует. Когда цивилизация достигнет настоящего уровня, средства будут гораздо более достойны и относительно нейтральны к душам людей, используя иные энергетические источники.

Во всем этом можно отметить, что эволюция не прервется, не отступит назад, не остановится, поскольку суть эволюция души человеческой, и в самом низшем состоянии общества сохраняющей достигнутую ранее высоту. Потому развитие на новом витке окажется более быстрым, нежели с того же порога на более низкой отметке; душа помнит полученный ранее опыт. Цивилизация не есть показатель человеческой эволюции – форма ее проявления, эволюция проходит сквозь многие формы, необходимо сменяющие одна другую, т.е. рождающиеся, живущие и умирающие.

Можно предположить картину и более развитого этапа. Здесь самая большая доля фантазии, стоящей, тем не менее, на логическом основании.

Выше не обозначена еще одна тенденция современного состояния общества, скрытая от глаз, ибо уже присутствует в душах, но не имеет еще отражения в жизни людей. Это расслоение, только не общества – душ человеческих. Слои оказываются крайне неравноценны, потому очевидно проявляется лишь один, откуда происходят следствия прагматизма и эгоизма. Другой слой составляют малое количество душ, устремленных к служению какому-то высшему началу, какового не видят, поскольку его и нет в этой жизни, но устремление не подвластно логике обстоятельств, не зависит воли и желания душ, оно просто есть, этим и отличает их от других, устремленных к личному благу. Ожидать здесь каких-то физических проявлений и невозможно, разве что в статистике увеличения психических заболеваний, каковая, кстати сказать, налицо.

Если строить прогнозы на будущее, следует учесть, что указанные слои имеют разное будущее, более того – толстый слой его не имеет, т.е. не имеет сверх уже определенной выше деградации общества и упадения в грязное колдовство. Человеческая душа как индивидуальное существо завершила свою эволюцию в венце творения – личности человеческой. Эволюцию продолжат другие, интегральные существа, душа в каковых будет играть роль части – клетки уже  многоклеточного психического организма. Связующим началом здесь как раз и окажется устремление служения высшему существу, которое родится в самом ближайшем будущем человечества. Не имеющие этого устремления души останутся за бортом эволюции, внешние условия каковой будут обеспечивать лишь данное направление. Они будут еще какое-то время развиваться, эксплуатируя имеющиеся связи взаимной выгоды, страха перед силой владыки, но все это неизбежно приведет к распаду общественного организма.

Будущее имеет лишь тонкий слой, и оно будет прекрасно. Эти организмы поднимутся из разложившейся общественной массы, в которую превратиться человечество; души по наличию связей смогут объединиться, смогут построить общество на принципиально новых началах сознательного искреннего служения общему благу, каковое заместит собой личное. Этого состояния люди еще не знают, таково симбиотическое состояние клетки в физическом организме, где каждая не представляет себя иначе как часть, проявляясь от имени целого, “я” которого будет личным “я” каждой части. Люди будут именно болеть болью ближнего и радоваться его радостям; такое состояние предчувствовали утописты, не представляя еще средств, равно и жертв, его достижения.

Люди вновь пройдут все этапы развития, уже мистической цивилизации, начиная с колдовства и кончая использованием солнечной и звездной энергетики. Симбиоза с техникой или не будет вовсе, или будет на самом низком уровне техники. Жизнь на земле станет действительно проще, не будет высоких технологий производства, сложных синтетических материалов, по крайней мере для быта, бесконечного разнообразия общественных благ; материальные потребности человеческие опустятся на уровень физиологического обеспечения тела. Жизнь постепенно переместиться в области, где проявлять себя будет высокое психическое существо, которому здесь, внизу, служат люди. Невозможно сегодня представить интересы и смыслы этого существа.

Возможно непонятным следствием окажется наличие жертв. Выше говорилось о двух слоях душ человеческих, один из которых имеет будущее, другой его не имеет, чего невозможно понять исходя из традиционных представлений души как функции мозга. Душа все-таки не функция, но существо, имеющее тело формой своего проявления в мире, равно как эволюция проявляет себя в формах цивилизаций, рождающихся и умирающих при жизни этого существа. Потому и душа приходит в мир не единожды, начиная каждый раз жизнь с начала, однако накапливая свойства души. Каждая накапливает по своему, следуя свободному выбору. Так вот души толстого слоя не сумели накопить то, что будет основой жизни грядущей эпохи. Они не умрут, будут так же рождаться в формах, в общем то человеческих, только не будут далее эволюционировать, ибо эволюция переместиться в области, их состоянию недоступные. Предположительно в мире появится новая порода человекообразных существ, гораздо более развитых, нежели приматы, однако так же остановившихся. Они не смогут более создать государства и общественные структуры, личная выгода будет их разлагать, будут жить скотоподобной жизнью в грязных, сооруженных из подручных средств жилищах, питаться тем, что сумели вырастить и сохранить в личном хозяйстве, грабить и воровать, ибо власти не будет.

Такова будет жертва, принесенная человечеством ради эволюции другой, лучшей его части.