Истоки русской духовности. (Сергий Радонежский)

Нравственное начало этноса

У каждого этноса, на начальном этапе его развития, при формировании этнических ценностей, были люди, которые формировали морально-этические нормы этноса. Создавали нравственный стержень нации.

Формирование этноса “русские” происходило в 12-13 веках.

Сформировали  основные нормы поведения православного  русского человека монах – иконописец, который в 1305 году стал митрополитом Киева и всея Руси – святой Петр, митрополит Алексий (до постижения в монахи Елевферий) и святой отшельник Варфоломей основатель Свято-Троицской обители, после пострига 7 октября 1337 в монашество получивший имя Сергия.

Морально этические нормы молодого этноса, формировались на базе  христианских суперэтнических ценностей. Как известно у истоков формирования суперэтнических ценностей были Иисус Христос, а так же святые апостолы Петр (Савл) и Павел.

Историческое значение святого митрополита Петра в том, что он в 1309 году, переехав из Киева во Владимир, а затем и в Москву, вел кропотливую работу по формированию истинно русской православной церкви. Благодаря высоким моральным качествам и кротости смог донести до верующих нравственные принципы евангельского учения. Как писал о нем современник: “Он объяснял писание Евангельское и апостольское как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов”…  И русский народ принял эти нравственные ценности.

Историческое значение Сергея Радонежского в том, что он принял и глубоко осознал какой должна быть жизнь праведника на Руси. И своей жизнь праведника дал завет потомкам как должны себя вести православные русские: миряне и церковные служители.

Сергей Радонежский – это совесть русской нации.

Историческое значение митрополита Алексия в том, что он, став митрополитом в 1352 году, с уважение отнесся к святому старцу Сергию и, как мог, поддерживал его авторитет. Алексий обратил внимание русских на праведный образ жизни отшельника, как на пример достойный подражанию.

Любая нация (этнос) изживает себя и начинает растворяться среди других племен и народов тогда, когда она забывает своих учителей нравственности и перестает следовать их заветам.

Рассказ о Сергии Радонежском я бы хотел начать с характеристики, которую дал святому мой заочный учитель Л.Н. Гумилев.

Историк Л.Н. Гумилев о Сергие Радонежском.
(из книги “От Руси до России”.)

“Основателем первого монашеского общежития (киновики) был великий русский подвижник Сергей Радонежский. Говорил Сергей мало…, но зато когда говорил, его слушали, ибо он говорил дело. Вокруг обители Сергия создался ореол святости и уважения, а ученики подвижника стали сами, по его благословению, основывать общежительские монастыри.

Эффективность  такого рода духовной экспансии была огромна. Каждый монастырь играл роль не только церкви, но и больницы, и школы, и библиотеки. Конечно, врачей среди монахов было меньше чем в современной поликлинике, а книг меньше, чем в библиотеке Академии наук, но врачи лечили, а книги читались”.

Историк В.О. Ключевской (1811 – 1911) о Сергии Радонежском.
(из книги “Исторические портреты”.)

“Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, которые выступили за рамки времени, когда жили их носители. Это потому что дело, сделанное  таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом.

Таково имя преподобного Сергия; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


На заре политического и нравственного возрождения Русской земли было три светлых мужа. Произнесем же имена двух остальных: митрополит  Алесей, навещавший Сергия в его обители и советовавшийся с ним, желая иметь его своим приемником, и просветитель Пермской земли св. Стефан”.

Свидетельство современников о Сергии Радонежском.
“Летописная повесть о Куликовой битве”

“Великий князь (Дмитрий) пришел к реке Дону за два дня до рождества богородицы. И тогда подоспела грамота от преподобного игумена Сергия – от святого старца благословение. В ней же было написано благословение великого князя биться с татарами: “Господин, иди на врага, да поможет тебе бог и святая богородица”.

Свидетельство современников о Сергии Радонежском.
Из летописи “Сказание о мамаевом побоище”

“Пришел к князю Дмитрию посланный с грамотами от преподобного старца игумена Сергия, а в грамотах написано: “Великому князю, и всем русским князям, и всему православному войску – мир и благословение!” Князь же великий, прослушав писание преподобного старца с любовью, тем письмом укрепился, точно какими-нибудь твердыми бронями…

И сказал князь Владимир (после битвы): …молитвами русского святителя Петра, пособника нашего и вдохновителя игумена Сергия -…враги наши побеждены, мы же спасены”.

Основные нравственные принципы Сергия Радонежского

1. Стремление юного Варфоломея получить образование

На седьмом году отдали  Варфоломея учиться грамоте. Братья его Стефан и Петр учились хорошо, а Варфоломею не давалась грамота. Учителя наказывали его, товарищи смеялись над ним, родители увещевали. Варфоломей хотел учиться, но учился тупо.

Однажды под дубом Варфоломей увидел старца, который стоял в поле на молитве и проливал слезы. Варфоломей кротко подошел и ожидал окончание молитвы. “Что тебе надобно, чадо? – спросил старец. “Я учусь, но не умею грамоте, отвечал он, помолись за меня Богу, отче святой, чтобы я научился грамоте”. Старец с молитвой дал Варфоломею часть просфоры. “Не скорби”, – сказал он, – “с того дня Господь даст тебе разумение грамоте”.

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санкт-Петербург 1892” )

Комментарий:

Цитируемый отрывок уникален: отрок просит у Бога не благодати для себя, а возможности познать грамоту, чтобы читать книги.

Как свидетельствуют историки: за серебро из Византии в Россию, вместе с церковной утварью поступали книги, и это были не только богословские труды.

Русские посредством этих книг знакомились с трудами великих мыслителей древности. Тяга к знаниям у русского народа была огромна.

Благодаря тяге к знаниям русская земля породило огромное количество выдающихся ученых.

2. Любовь и почтение к родителям

“Варфоломей, достигнув юношеского возраста, пожелал вступить в монастырь; но родители удержали его. “Мы стары и немощны”, – говорили они – “братья пекутся о семействах своих; останься с нами; этим ты угодишь Богу, а когда умрем, исполни свое доброе желание”. Юноша покорился и с любовью служил родителям”.

(Источник: А.Н. Бахметова. Рассказы из русской церковной истории. Москва 1904)

Комментарий:

Почитать  родителей заповедовал и Моисей и Иисус Христос, но, что примечательно: в Библии я не нашел примеров сыновней любви и преданности, когда сын бы жертвовал собой ради благополучия престарелых родителей.

3. Труд ради обеспечения себя всем необходимым

“Случилось, так у самого игумена не было хлеба, ни соли, и во всей обители была крайняя скудность. Три дня провел игумен без пищи и на рассвете четвертого пошел к брату Даниилу и сказал: “я слышал, что ты хочешь пристроить сени к кельи; построю я тебе их, чтобы мои руки не были без дела это недорого будет стоить тебе: мне хочется хлеба, а он у тебя есть” Даниил вынес ему хлеба. “Побереги, сказал Сергий, до девятого часа; я не беру плату не работавши”. Он принялся долбить столбы, тесать доски и к вечеру построил сени. Даниил вынес ему хлеба; Сергий помолился, благословил предложенное, и с одной водой, даже без соли, кончил обед свой”.

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санктпетербург 1892”)

Комментарий:

Русские монахи, по примеру своего великого наставника, всегда стремились обеспечить себя всем необходимым. Когда посещаешь  святые места на Валааме, Соловецких островах, то первое о чем рассказывают экскурсоводы – это о трудовых подвигах монахов, которые в условиях севера выращивали даже арбузы.

4. Труд на благо общины и общества

“Пример жизни Сергия управлял братию.  Он был первый тем, что был всем слуга. Он рубил дрова и приносил к кельям, молол жерновом рожь, пек хлеб, носил воду на своих плечах двумя ведрами и поставлял у кельи каждого.

Братия видела в примере его много поучительного; но чувствовала нужду в игумене наставнике”.

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санктпетербург 1892”)

Комментарий:

В монастырях каждый выполняет свое послушание, то есть трудится на благо общины. Послушание Сергия было снабжать братию водой, чем он и занимался даже тогда, когда после долгих уговоров он согласился стать начальником в общине.

В старом и новом завете я не нашел  подобных примеров.

5. Авторитеты истинные и ложные

“Слава о Преподобном распространялась все дальше. Митрополит Алексей любил и уважал его; князья, бояре, множество народа приходили к убогой его кельи просить его молитв и благословения”.

(Источник: А.Н.Бахметова. Рассказы из русской церковной истории. Москва 1904)

Комментарий:

Сергий Радонежский при жизни стал совестью русской нации: народ и князья признали великую нравственную силу наставника.

Цари и князья называли себя помазанниками божьими и подчас, совершая безнравственные поступки, претендовали на святость и особое отношение к себе.

В конкретном примере показано – кто истинно свят. Представители власти и церкви шли с поклоном к уважаемому всеми  человеку.

6. Защита отечества

“Великий князь Дмитрий Иоанович, в опасениях перед грозным будущем, пришел к преподобному старцу Сергию и спрашивал: идти ли ему против грозного и сильного врага? Преподобный совершив молитву, сказал великий: так как гордый Мамай отвергает предложения любви, то иди, государь, против нечестивых, – они уничтожены будут, а за тебя – бог правда… Сергей отпустил с ним двух иноков своих, Александра Пересвета и Андрея Ослабю, обличенных во в схиму; первый из них был когда-то боярином Брянским, и оба были храбрые и опытные воины…

Послушник преподобного – Пересвет мужественно вступил в бой с татарским великаном Темир Мурзой, гордым своей силою и ростом, и оба пали мертвыми”.

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санктпетербург 1892”)

Комментарий:

Хотелось бы отметить, что были времена, когда монахи не только молились за русских воинов, но и силой оружия отстаивали независимость нашей родины.

Монахи активно участвовали в общественной жизни и не только молитвами, но и конкретными делами помогали отчеству в трудные времена.

7. Опора на собственные силы

“Наконец ослабшие от голода стали роптать. Мы умираем с голоду, говорили немощные, а ты не дозволяешь ходить за милостыней; но завтра пойдем отсюда, и больше не возвратимся. Преподобный собрал всех и убеждал не озлобляться во искушении…

Вратарь в отверстие увидел, что привезено множество хлебов. В радости он прибежал в преподобному. “Отче, говорил он, привезли множество хлебов, – благослови принять”. Где же привезшие дар?” – спросил он. “Мы пригласили их в трапезу и спрашивали: кем посланы они?” Они ответили, что прислал любящий Христа…

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санктпетербург 1892”)

Комментарий:

Гордый человек никогда не пойдет просить милостыню. Нравственная сила этого примера позволила русскому народу стать великим народом.

Характерно для данного примера еще и то, что голодная братия, имея честь и достоинство, не набросилась, как стая волков на  пищу, а сначала просила благословение Сергия принять эти дары. И голодному Сергию не было безразлично, кто и с какой целью прислал провиант: он сначала убедился, что у приславшего были благие намерения.

8. Любовь к детям

В народе сохранилось предание, что преподобный Сергий любил очень детей и что приводимых к нему под благословение ласкал и наделял игрушками, которые сам делал.

(Источник: А.Н.Бахметова. Рассказы из русской церковной истории. Москва 1904)

Комментарий:

Будущее нации определяется, прежде всего, отношением ее членов к детям.

Голодные, беспризорные дети – это позор нации.

Не желание женщин рожать детей обрекает нацию на вымирание.

Плохое образование приводит к деградации населения.

9. Распространение знаний и обучение населения грамоте

“По свидетельству преподобного Иосифа, в обители Сергия такая была нищета, такое нестяжание, что и “самыя книги писались не на хартиях, а берестах”.

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санктперербург 1892”)

“Множество учеников преподобного Сергия, как Михей, Исаак, Роман Киржаческий  и другие просеяли святостью жизни, и сделались, в свою очередь, основателями обителей…

Основанием монастырей, привлекавших огромное количество инаков, умножалось несметное число учеников его, ибо основатели этих обителей, слушавшие наставления великого игумена, свято хранили его учение.

(Источник: А.Н.Бахметова. Рассказы из русской церковной истории. Москва 1904)

Многочисленные  лесные монастыри становились опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость.

(Источник: В.О.Ключевский. “Значение преподобного Сергия для русского народа и государства” Москва 1990).

Комментарий:

Переписка старых книг в монастыре было основным  послушанием монахов.

Так монах, который по примеру преподобного Сергия, когда уходил в леса, с целью основать новый монастырь, брал с собой самое ценное – книги. Он  распространял учение Иисуса Христа и толкование этого учения преподобным Сергием. А так же знания об окружающем мире, почерпнутые из прочитанных книг.

Дети хлебопашцев учились грамоте в монастырских школах.

10. Скромный образ жизни

“Блаженный митрополит Алексей, видя близость свою к смерти, призывает к себе блаженного Сергия и приказывает принять золотой крест для него. “Прости меня, святой владыка, сказал поклонясь, Сергий, – в молодых летах не носил я золота, тем более в старости надобно оставаться в нищете”.

(Источник: “Жития Святых чтимых православною церковью. Сентябрь. Санктпетербург 1892”)

Комментарий:

Человеческое счастье не в золоте и богатстве, а в уважении  окружающих человека людей.

Если человек слаб духом и не может утвердиться в обществе как человек и как личность, то идет на самообман, пытаясь утвердиться, кичась своим богатством.

Сергий Радонежский (Краткая биографическая справка.)

Родителя святого Сергия были  бояре Кирилл и Мария.

Родился  он в 1313 году в Ростове. Имя по крещению получил Варфоломей.

В семь лет поступил учиться  грамоте в школу, где уже учились его братья Стефан и Петр.

Сначала учеба не давалась юному Варфоломею, но потом, благодаря упорству и тяге к знаниям, овладел грамотой и окончил школу с хорошими знаниями предметов.

В 12 лет он увлекся чтением “Библии” и проникся верой. Тогда же он решил вести праведный образ жизни.

Отец Варфоломея был один из известных богатых бояр при дворе Ростовского князя. Но он обнищал от разных бед, вызванных  нашествием татар. Затем начал терпеть притеснения от воеводы, посланника московского князя Ивана Даниловича, и вынужден был вмести с семьей переехать в Радонеж. Два брата Варфоломея вскоре женились и стали жить отдельно от родителей. Варфаломей остался с родителями и ухаживал за ними до их смерти.

После смерти родителей в 1337 году в 24 летнем возрасте он принял пострижение в иночество с именем Сергий и поселился в глухом лесу  в 10 верстах от Радонежа. Здесь вместе с братом поставил себе келью, а потом небольшую церковь. Рядом с кельей Сергия поселились еще двенадцать иноков, и каждый себе построил келью. Обитель назвали Свято-Троицкой.

Примерной жизнью он заслужил уважение братии, и они решили избрать его старшим.

Став старшим, Сергий продолжил выполнять различные работы по хозяйству, чем вызывал уважение окружающих.

Как старший он отправился в Переславль к Афанасию, епископу Волынскому просить назначить игумена для его общины. Афанасий назначил Сергия игуменом Свято – Троицкой обители.

Сергий принял начальство, но не изменил прежний образ своей жизни. В течение трех лет община не разрасталась, и только после переселения в общину Смоленского архимандрита Симона, изъявила желание быть в послушании у Сергия, и внес значительные пожертвования. После этого монастырь стала разрастаться, и увеличиваться числом.

В 1353-1355 годах вокруг обители стали селиться хлебопашцы.

Спустя некоторое время обитель получила благословение из Византии от Патриарха Филофея, и был передан обители  крест, параманда и схима. Благословение передал Митрополит Алексий. После этого события было довершено устройство общины.

Но не все были довольны порядками в общине, против Сергия выступил его брат Стефан.

Тогда Сергий переселился в Коржач, где хотел основать новую обитель. Но митрополит Алексий  просил Сергия вернуться в свою обитель, и Сергий вернулся в Свято-Троицкую обитель.

Митрополит Алексий перед смертью хотел  посвятить Сергия в епископы и сделать своим приемником. Сергий решительно отказался.

В 1380 году Сергий благословил князя Дмитрия Иоановича на борьбу с Мамаем. После победы на Куликовом поле, Сергий стал самым авторитетным человеком на Руси.

Под руководством Сергия в обители собралось много достойных людей. Они называли себя его учениками, и готовились к  организации новых обителей в дремучих лесах. Получив благословение и наставления Сергия, а так же  книги они,  отправлялись организовывать новые монастыри.

За шесть месяцев до кончины Сергий  призвал братию и передал управление обителью Никону. Умер преподобный Сергий в 1391 году.

Послесловие

В настоящее время  идут разговоры о русской идее,  как будто у русских до настоящего времени не было идеи. Русскую идею сформировали наши святые предки, жившие в 12-13 веках.

В настоящее время, предавая забвению имена этих людей, русские  подвергают себя самоуничтожению. Если будет принята какая-то новая идея, то эта будет идея не русского этноса, а идея какого-то другого этноса.

Например, идею новых русских сформировал Мавроди в образе Лени Голубкова, который на халяву поехал отдыхать в Америку. В настоящее время люди обижены на Мавроди, посчитав, что их обманули.  Мне не жалко этих людей, так как они забыли завет наших предков: трудиться ради получения благ.  Хотели жить на халяву, и пострадали за новую веру.

В настоящее время много разговоров насчет строительства новых трубопроводов, чтобы продавать нефть и газ в западные страны. Это происходит из-за желания получать как можно больше денег на халяву, то есть, транжиря национальные богатства.

Продавая в огромных количествах нефть и газ на запад, мы воруем эти богатства у своих внуков.