МАСТЕРСКАЯ МУРИЛЬО – Святое СЕМЕЙСТВО в МАСТЕРСКОЙ ПЛОТНИКА

Святое СЕМЕЙСТВО в МАСТЕРСКОЙ ПЛОТНИКА

МАСТЕРСКАЯ МУРИЛЬО

Св. СЕМЕЙСТВО в МАСТЕРСКОЙ ПЛОТНИКА

Холст, масло, 186 х 155 см.
Будапешт, церковь св. Иштвана
Дар полковника американской армии, венгра по происхождению Е. Бороша.
Выставки: «Мурильо и его современники», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1-ый, Каталог, стр. 13.

В Севилье было традиционным изображение святого семейства, рассчитанное на вкусы и религиозные верования простого люда: показывающее Иосифа плотничающим, а Марию – сидящей на низком стуле рядом со швейной корзинкой. Несколько картин такого типа написал и Мурильо, имеются они и у его учителя – Хуана де Кастильо, и у его последователя – Хосе Антолинеса. Будапештское полотно, созданное в мастерской Мурильо, отходит от предписания Тридентского собора о религиозных изображениях, согласно которому Иосифа следовало изображать мужчиной зрелых лет, а не стариком. На нем Иосиф показан пожилым человеком, годящимся в отцы Марии, которую художник представил в виде простой женщины из народа. Происхождение картины неизвестно, сведения о ней имеются только со времени ее нахождения в собрании Е. Бороша в Лэрчмонде (Нью-Йорк). В 1962 году в дублинский Музей попала картина, почти полностью совпадающая с будапештской; по-видимому, она является оригиналом, собственноручной работой Мурильо. Картины различаются лишь качеством исполнения. В Государственном Эрмитаже в Ленинграде находится небольшой эскиз Мурильо «Св. семейство», который был приобретен в 1772 году из собрания барона Л. А. Кроза де Тьера в Париже. Четвертый экземпляр, почти не отличающийся размерами от дублинского, но больший, чем будапештский, находился в собрании Бурбона. В 1820 году Эдмунд Бурке, бывший тогда послом Дании в Лондоне (это у него князь Пал Эстерхази приобрел картины, легшие в основу будапештского собрания испанской живописи), хотел продать его Государственному музею в Амстердаме.