<

Кто такой был Леонардо да Винчи

Просмотров: 273

Леонардо да Винчи

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
жил 1452—1519

Два по существу «заклятых врага»: свет и тень, светлое и темное слиты на картинах Леонардо в единое целое. Эта противоположность света и тени в истории искусства трактовалась по разному: она попеременно символизировала конфликт чистоты и подлости, любви и ненависти, ангельского и дьявольского, материи и духа, тела и души, идеала и действительности, счастья и безнадежности и т.д. и т.п. Тот факт, что противопоставлялись друг другу всегда только две субстанции а не три, четыре или больше, по всей вероятности связан с представлениями людей о порядке дней и ночей, сменяющих друг друга.

День ассоциируется с воспоминаниями о солнечном свете, о времени, когда мы видим все предметы вокруг и ум побеждает наш страх, а ночь — воплощение тьмы, призрачных часов сна и детских страхов. На картинах Леонардо побеждает свет, но не просто, не легко и не риторично, а таким же сложным образом, как сложна жизнь. На его картинах нет ни одного маленького, темного угла, куда бы не проник трепещущий свет, но нет и такого яркого, светлого пятна, на которое подобно легкой дымке не падала бы едва заметная тень. Эти два компонента у Леонардо действуют друг на друга, проникают друг в друга, не могут существовать отдельно друг без друга, однако в конце концов побеждает ясность света.

Леонардо, как тонкий исследователь природы хорошо знал, что не только в человеке борятся противоположные силы, этилилы являются двигателями всех форм жизни. Поняв это, мы сможем понять полностью и тот художественный метод (явление гораздо более сложное, чем только живописный прием), с помощью которого Леонардо достигает в своих картинах гармонии.

По-итальянски леонардовская светотень называется «сфумато» или «кьяроскуро»; при переводе на другой язык понятия эти трудно определить одним словом, они означают красивую и нежную дымку, образующуюся при взаимопроникновении света и тени. Используя сфумато, Леонардо не ограничивает отдельные предметы и фигуры резкими контурами, как это делали его предшественники, у него линия становится расплывчатой и стираются границы между изображенными на картине предметами, растениями, небом, скалами, людьми и животными. Иногда нам кажется, что у Леонардо свет и тень — эти два символа противоречий жизни способны перевоплощаться, и в разных пропорциях и композициях действительно принимают то животные, то растительные формы, то образуют „безжизненную материю.”

Леонардо страстно искал порядка вещей, тех закономерностей, которые управляют всеми разнообразными формами природы. Человек наиболее ясно представляет себе порядок в созданной им самим математике и геометрии. Композиции Леонардо также основываются на законах геометрии: он замкнул фигуры своих картин в спокойные формы треугольника и подчинил строгим законам перспективы построение пространства на плоскости картин.

Совершенная дисциплина, полная научность и строгая система пронизывает все детали картин Леонардо. Он не рисует ничего, чего подробно не изучил бы уже раньше его пытливый ум. На основе анатомических рисунков Леонардо можно было бы и сегодня преподавать художественную анатомию; но он на этом не остановился, а также углубленно изучал и законы водоворотов, полет птиц, мышцы лошадей, геологические формации земли и другие явления природы, а также и возможности их технического применения. Леонардо проектировал здания, системы крепостей, каналы, машины, и одновременно чудесно играл на лютне и славился как замечательный рифмоплет своего времени.

Поразительно, что этот великий художник ни разу не заблудился в гуще деталей, а именно путем их основательного изучения постиг общие закономерности, в основе которых лежит единство противоположностей. Особенно его интересовал человек. Леонардо и в нем ясно видел двойственность, т.е. ту проблему, решение которой его настолько занимало.

Таким образом мы подходим к тому, что составляет неумирающую красоту искусства Леонардо: к созданному им образу человека. Искусство Леонардо трудно проанализировать словами, и помогает только глубокое созерцание картин. Можно лишь сказать, что Леонардо охотнее всего создавал образы людей, воплощающих две крайности характера: одна — бездействие, счастливая мечтательность, понимание и переживание красоты существования (например «Мона Лиза», «Мадонна в гроте», «Св. Анна с Марией и младенцем Иисусом»); другая крайность — бурная страсть, взрыв животных инстинктов, таящихся в человеке (например, потерянная и известная нам только по подготовительным этюдам и копиям картина «Битва при Ангиаре»). Только один раз Леонардо удалось соединить эти две крайности в образах одной картины: это была «Тайная вечеря». В ней Леонардо достиг непревзойденного единства страсти и спокойствия.

Леонардо да Винчи родился в 1452-ом году в селе Винчи вблизи Флоренции, как внебрачный сын нотариуса Пьеро. И, наверно, только потому, что Леонардо был внебрачным сыном, отец разрешил ему отказаться от юридической карьеры и учиться у живописца и скульптора Вероккио, одного из крупнейших художников своего времени. Большую часть своей жизни Леонардо провел во Флоренции и Милане, в 1516-ом году по приглашению Франсуа I он поехал во Францию, где и умер в замке Клу близ Амбуаза 2 мая 1519-го года. Леонардо был новатором во всех областях искусства и науки. Это один из величайших творцов всего человечества.

Смотреть на видео подборку картин Леонардо да Винчи

Обсудить на форуме

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>