Зомби – в африканской магии это умерший, которого вернул к жизни колдун, называемый “бокор”. У зомби нет собственной воли, он действует как робот-раб бокора. Тем временем все думают, что этот человек умер.
Слово “зомби” произошло, возможно, от конголезского слова “замби”, что значит “дух умершего”. Зомби реально существуют, но это не воскресшие мертвые, а это люди с пораженным ядом мозгом, которые производят впечатление мертвых; таково заключение изучавшего зомби этнобиолога Уайда Девиса, автора “The Serpent and the Rainbow” (1985).
На Гаити Девис беседовал с реальными зомби, которые рассказывали ему, как они “умерли”. Им давали сильный яд -с пищей, или через открытую рану, – после чего они впадали в состояние комы, подобной смерти. Их хоронили живыми, после чего бокор “воскрешал” их посредством других химических снадобий. Побоями и голодом бокор добивался от них полной покорности; они оставались физически и психически неполноценными людьми.
Такой яд – это порошок, состоящий из истолченных ядовитых растений и животных, часто туда добавляют человеческие останки – но не в качестве отравы, а для устрашения. Сначала “бокор” и его помощники суют в одну банку жабу боуга и морскую змею и выдерживают их там. пока они не “умирают от ярости”, выделяя яд. Родиной жабы боуга, или bufo mari-nus, является Новый Свет, но она очень распространена в “Старом свете” черной магии. Железы этой жабы вырабатывают буфогенин и буфотоксин, которые в 50 -100 раз сильнее, чем дигиталис. Они вызывают сильнейшее сердцебиение с последующей остановкой сердца. В жабе содержится также буфотенин – галлюциноген.
Могут ли быть зомби на самом деле
Затем бокор смешивает молотых сороконожек и тарантулов с плодами четырех растений. К сещенам “тча-тча” с дерева albizzia jebbeck – это ядовитое растение, которое вызывает отек легких, добавляют семена consigne (растения типа красного дерева), токсические свойства которых не известны. Затем бокор добавляет листья ротme cajou (Anacardium occidentale) и листья дерева bresillet (Comocladia glabra). Последние два растения являются разновидностью ядовитого плюща и вызывают всяческие высыпания на коже. Все это стирают в порошок и на два дня закапывают. Затем бокор выкапывает эту смесь и добавляет два растения, которые Девис не мог определить. Далее добавляются еще четыре растения: maman guepes (Urera bac-cifera), mashasa (Dalechampia scan-dens), Dieffenbachia seqirine и bwa pine (Zanthoxylum matinicense). Первые два растения принадлежат к тому же семейству, что и жгучая крапива – у них тоненькие волоски, которые как маленькие шприцы вводят в кожу кислоту. Dieffenbachia, которую еще называют “немым тростником”, содержит кристаллы щавелевой кислоты, которые при проглатывании действуют как толченое стекло. Название “немой тростник” было дано в XIX веке, когда рабов заставляли, есть листья этого растения, после чего было трудно дышать, глотать и невозможно говорить. У последнего растения, bwa pine, острые иголки. Далее следуют ядовитые животные. Перемолотую кожу белой древесной лягушки, (Osteopilus dominicencis) смешивают с двумя частями молотых тарантулов, добавляют жабу боуга и четыре части “на дутой рыбы» (рuffег fish). Все эти животные принадлежат роду Fugu: Sphoeroides testudineus, Sphoeroides spengleri, Diodon hystrix и Diodon holacanthus. Для эффекта можно добавить молотые человеческие останки.
“Надутая рыба” называется так из-за того, что при приближении врага она раздувает свое безобразное веретенообразное тело, превращаясь в шар. Но это совершенно излишняя предосторожность -в этой рыбе содержится тетродотоксин, одно из самых ядовитых веществ в мире – в 500 раз более ядовитое, чем цианид, и оказывающее 150 000 раз более сильное действие, чем кокаин. Одна его капля на кончике иголки – смертельная доза для взрослого мужчины. И, несмотря на это, многие азиаты, особенно японцы, любят, есть эту рыбу, поскольку ядовиты только отдельные части рыбы. Специально обученные повара получают правительственную лицензию для приготовления деликатеса, но, по меньшей мере, 100 гурманов в год проигрывают, играя в эту кулинарную русскую рулетку.
Действие яда ужасно. Начинается со слабости, бледности, головокружения, щекочущего покалывающего ощущения в губах, затем ощущение покалывания распространяется на пальцы рук и ног, на руки и ноги, и наступает полное онемение всех членов. У жертвы начинается обильное слюноотделение, пот, ужасная слабость, головная боль, повышается температура, затем падает кровяное давление, пульс частый и слабый. Тошнота, рвота, понос и боли в животе. Зрачки сужаются, затем расширяются, а затем исчезает всякая глазная реакция. Легким не хватает воздуха, потом губы и конечности, а в конце концов все тело синеет. Сначала тело сводят сильные судороги, а затем наступает полный паралич. Глаза стекленеют, тело недвижимо, наступает состояние комы. Но самое ужасное, что все это время, 30 -45 минут, жертва находится в полном сознании, слышит, как друзья и врачи признают человека мертвым, и, возможно, бессильно наблюдает свои похороны и погребение, пока не умрет, в конце концов, от удушья.
Не все жертвы тетродотоксина умирают, но противоядия не существует. Выжившие рассказывают, что первоначальные ощущения покалывания создают ощущение полета, и описывают свой ужас от невозможности какого-либо контакта с занимающимся ими врачом. Один из выживших описывает ужас, который он испытывал при мысли, что его похоронят живым. Даже врачи часто не могут определить, перешла ли уже жертва грань между жизнью и смертью.
Опытный бокор, знающий точную дозу своего снадобья (и все равно не все зомби возвращаются), извлекает свою жертву из могилы через день или два, а затем дает ему галлюциногенную смесь из сладкого картофеля, тростникового сахара и Datura stramonium, называемую “огурец зомби”.
Можно предположить, что зомби нужны для работы на полях и в пекарнях. Говорят, что некоторые работают бухгалтерами и в магазинах. Они мало едят, но им нельзя давать сочь, она вернет им речь и вкусовые ощущения, и они предпочтут умереть, чтобы не попасть опять в руки бокора.
Хотя превращение человека в зомби определяется ядом, процесс этот, тем не менее, требует веры в магию и в существование зомби. В африканской магии людей в зомби превращают колдуны, а не яд. Колдун забирает душу покойного – ti bon ange (“маленький добрый ангел”). Если бокор забирает ti bon ange, а не тело, он может создать “астрального зомби”, привидение, которое подчиняется бокору. Чтобы помешать этому, родственники умершего “убивают” тело дважды, прокалывая сердце или отрубая голову. Без души тело пусто, материя без духа. Гаитяне не так боятся пострадать от зомби, как превратиться в него.
По-видимому, превращение в зомби – это очень специфическое наказание, налагаемое имеющими власть. Возвращаясь к дням рабства или к еще более раннему времени в Африке, следует сказать, что у черных всегда были свои трибуналы, чтобы держать сообщества под контролем. С помощью яда, магии и крайней секретности подобные сообщества держали в страхе своих соседей и вершили быстрый суд над теми, кто преступал закон. Истории о том, как связывали, и вынуждали есть человеческое мясо, о танцах на кладбище, о мертвецах, поднимающихся из могил, наводили такой ужас, что прежде, чем преступить закон, нарушитель дважды задумается.
Эти легенды служили определенной цели, но не всегда были правдой. Члены тайных сообществ молились барону Самеди, богу кладбища, танцевали в красных одеяниях или голые при лунном свете, несли гробы и жертвенных животных. Это были большие театральные представления. Никто на самом деле не ел человеческого мяса и ради спорта не превращал человека в зомби.
Эти сообщества были и есть хорошо организованные системы местной справедливости, в которых ни один член сообщества или член его семьи не пострадает, не получив возмещения ущерба. Секретные сообщества африканских колдунов карают быстро, основательно и тайно каждого, причинившего ущерб, и каждого болтуна.