Жан Огюст Доминик Энгр – Золотой век

Золотой век

Жан Огюст Доминик Энгр
Золотой век
1842-1849
Холст, масло. 48 × 62 см
Кембридж (США), Художественный музей Фогга

По окончании подготовительных работ, длившихся около года, летом 1843 года Энгр начал писать композицию «Золотой век», одно из двух декоративных панно (другое – «Железный век») для замка Дампьер, посвященных мифическим эпохам человечества. Эта работа так и осталась незаконченной. Энгр изготовил огромное количество эскизов, составляющих ценнейшую часть его графического наследия и дающих ключ как к пониманию рабочего процесса, так и к определению i точников вдохновения художника. Тема картины подсказана трудами Гесиода и Овидия. В работе над картиной Энгр опирался на позднеренессансные композиции и на произведения мастеров XVIII века, Ватто и других, воспевавших «галантные празднества».

Ряд эскизов к «Золотому веку» убеждает в том, что одним из прототипов композиции этого панно был «Парнас» Мантеньи (Лувр). Среди французских мастеров XIX века, черпавших вдохновение в искусстве Мантеньи, были также Гюстав Моро и ранний Дега. В ходе работы над картиной Энгр много раз менял то позы некоторых фигур, то их место. Композиция «Золотого века» делится на три части: в центре изображен античный алтарь с танцующими перед ним женскими фигурами, слева помещены фигуры дочери Зевса и Фемиды Астры и ее подруг, а справа видны счастливые влюбленные и счастливые семьи, символизирующие жизнь в золотом веке. Несмотря на обилие и разнообразие действующих лиц, помещенных в красивый пейзаж (работа А. Дегофа), главным персонажем картины, как всегда у Энгра, остается женская обнаженная фигура. Во многих женских фигурах узнается одна и та же натурщица, но несмотря на разработанность каждой фигуры в отдельности (в неустанном стремлении к единству и совершенству Энгр постоянно исправлял и переделывал свои картины), картина в целом не создает впечатления единства.