Большая купальщица
Жан Огюст Доминик Энгр
Большая купальщица
(купальщица Вальпенсон)
1808
Холст. Масло. 146 × 97,5 см
Париж, Лувр
Фигура обнаженной женщины, изображенной со спины, с головой, повязанной полосатым тюрбаном, – частый мотив в обширном цикле изображений обнаженной натуры Энгра, выполненных чистым контуром и дышащих классическим покоем. Этот мотив, начиная с 1807 года, проходит через все творчество художника, параллельно с его знаменитым «одалисками». Образы обнаженных женщин обоих циклов вдохновлены искусством античных и ренессансных мастеров, в первую очередь – Рафаэля, а в некоторой мере и холодно-чувственными обнаженными фигурами в картинах французских маньеристов. Это предвосхищающая эстетика «чистого искусства» ориентированность на «совершенство формы, на беспредельную отточенность идеального образа привели к созданию шедевров живописи, но, с другой стороны, в этой тенденции уже заключена и будущая трагедия героя романа Золя «Творчество».
В «Большой купальщице» обнаженная фигура, показанная со спины, в легком развороте, заполняет правую часть полпозиции, слева фигура уравновешивает драпировка. Поверхность картины, проработанной с чрезвычайной тщательностью, пронизывает мерцающий свет, излучаемый неизвестный источником. Этот свет выявляет мягкие переходы формы тела и дает почувствовать фактуру человеческой кожи. Преобладающий в картине голубовато-белый тон оживляют цветные пятна орнамента на бордюре драпировки и на покрывале, синие и красные полоски тюрбана. Обнаженную фигуру картины «Большая купальщица» художник повторит в «Маленькой купальщице» (1828), но в этой последней на заднем плане появятся изображения еще нескольких женских фигур.