Жак Луи Давид – Смерть Марата

 

Смерть Марата

Жак Луи Давид
Смерть Марата
1793
Холст, масло. 165 × 128 см
Брюссель. Музей современного искусства

Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь). Изображая актуальные темы современности с помощью старых иконографических типов, Давид положил начало новой традиции, которую затем подхватят многие мастера XIX века. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа. Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов». Барра, еще попочти ребенок, и в смерти не расстаются с кокардой. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Атрибуты убитого Марата – перо, письмо и нож Шарлотты Корде, записка о Выдаче пособия, лежащая на деревянном ящике.

Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Система вертикальных и горизонтальных линий придает композиции характер торжественного покоя. Оставляя незаполненным задний план картины художник с помощью этого необычного и смелого приема стремится задний план картины, художник с помощью этого необычного и смелого приема стремится вызвать у зрителя щемящее чувство пустоты, утраты. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.