Социолог и исследователь психики, особо интересующийся привидениями, случаями выхода души из тела и проблемой жизни после смерти.
Хорнелл Харт родился 2 августа 1888 года в Сент-Поле, штат Миннесота, в семье квакеров. Его отец Гастингс Хорнелл Харт в то время возглавлял Миннесотское управление по делам исправительных и благотворительных учреждений. Позже он руководил Иллинойским детским приютом и Обществом поддержки и был секретарем государственной комиссии, которая разработала один из первых законов о судах по делам несовершеннолетних в США.
В 1910 году Харт окончил Колледжд Оберлин, в 1914 получил степень магистра гуманитарных наук в университете Висконсина, а в 1921 – степень доктора философии в университете Айовы. Вслед за отцом он занимался вопросами охраны детства, проводил исследования в данной области и, будучи адъюнкт-профессором университета Айовы, в 1919 -1923 годах участвовал в работе Исследовательского центра по охране детства. В 1924 году стал ответственным секретарем государственной комиссии по охране детства штата Айова.
Его научная карьера началась в 1924 году, когда он поступил на работу в Колледж Брин Мавр, где в 1930 -1933 годах преподавал социальную экономику. С 1933 по 1938 год он преподавал этику в духовной семинарии города Хартфорда, штат Коннектикут.
В 1915 году Харт женился на Элле Брокхаузен. В семье было три дочери, все они получили высшее образование, и один сын – Роберт. Мальчик родился у них первым и умер еще до рождения первой из дочерей. Его ранняя смерть могла повлиять на пробуждение у Харта интереса к психическим исследованиям, особенно касающимся жизни после смерти. Его увлечение изучением психики на протяжении всей жизни сочеталось с глубокой религиозностью, это нашло отражение во всех его научных трудах.
Впервые он коснулся изучения психики в своем учебнике “Наука социальных отношений” (1927).
Первым значительным вкладом Харта в разработку психических проблем явилась статья, написанная им в соавторстве с женой и опубликованная в 1933 году в журнале “Proceedings”, издаваемом Обществом изучения психических явлений. Она называлась “Совместно и обоюдно воспринимаемые видения и призраки”. В ней приводились количественные сравнения различных типов видений, особенно совместно и обратно воспринимаемых. В последнем случае человек (агент) пребывает в состоянии, когда его душа отделяется от тела, и он как бы перемешается в иное место и видит там кого-нибудь другого; в то же самое время тот человек (перципиент) видит агента как призрака. Харт пришел к заключению, что коллективно наблюдаемые видения умерших кажутся весьма сходными по характеру с сознательными видениями живых людей.
В 1938 году Харт был назначен профессором социологии в университет Дьюка, где Дж.Б. Раин имел парапсихологическую лабораторию. Харт, одним из первых в социологии использовавший в своих исследованиях статистические данные, был хорошо подготовлен для того, чтобы понять и усвоить экспериментальный подход Райна. Он стал сотрудничать в “Journal of Parapsychology” и поддерживал тесные контакты с лабораторией во время своего пребывания в университете Дьюка. В последующие годы отношения между ними становились все более натянутыми в результате консервативного подхода Лаборатории к вопросу существования после смерти и проблеме обычных психических случаев (так называемых стихийных случаев).
Харт продолжал писать о явлении отделения души от тела и видениях. Он опубликовал ряд важных работ в “Proceedings”, издаваемых Обществом для изучения психических явлений, и в “Journal” Американского общества изучения психических явлений. В 1953 году он предложил ввести понятие “пятого психического измерения”, утверждая, что такой подход поможет придать смысл результатам психических исследований. Его статья “Шесть теорий о привидениях”, написанная в 1956 году в соавторстве с коллегами, стала классическим трудом в данной области.
Наряду с этим Харт внес значительный вклад в социологическую науку и политологию. Он активно участвовал в движении сторонников мира, набиравшем размах после второй мировой войны. В 1948 году ему была присуждена премия Эдварда Дж.Бернайса за лучшую работу, связанную с изучением социального воздействия атомной энергии. Его памфлет “Маккарти против Госдепартамента” (1952) получил широкую известность и доказывал необоснованность большинства нападок известного реакционера сенатора Маккарти.
После выхода на пенсию в 1957 году Харт стал преподавать социологию от Фонда Джона Хэя Уайтна в Центральном колледже Кентукки в Данвилле. С I960 года до своей смерти в 1965 году он возглавлял департамент социологии во Флоридском Южном колледже в Лейкленде. В последние годы жизни он все большее внимание уделял психическим исследованиям.
В этот период им написана единственная монография, целиком посвященная изучению психики – «Загадка загробного мира: доводы за и против жизни после смерти” (1959). В ней Харт сопоставляет две точки зрения на проблему существования призраков и медиумистического общения и стремится примирить их благодаря выдвинутой им “теории персоны”. В соответствии с предложенной им идеей, то, что считается призраком и что стремится к общению через медиума, есть не сам умерший человек. Это. скорее, мысленно проецируемая “персона”, взаимодействующая со способностями восприятия перципиента; подсознание медиума производит описываемые эффекты.
В той же книге Харт ввел понятие “супер-экстрасенсорики “(super-ESP), относящееся к гипотетическим экстрасенсорным возможностям, выходящим за пределы того, что можно реально достичь в лабораторных экспериментах или при работе с непосредственными явлениями. Супер-экстрасенсорика часто использовалась критиками для обоснования очевидности внушения в случаях с духами умерших.
Харт умер 27 февраля 1967 года от сердечного приступа во время своей поездки в Вашингтон. Незадолго до смерти он завершил работу над рукописью книги “Жизнь после смерти”, о которой рассказывал своему коллеге как о существенном вкладе в психическую науку, значительно превосходящем “Загадку загробного мира”. Однако эта рукопись так и не была опубликована.
Самые значительные сочинения Харта, касающиеся психических исследований, уже были названы. Последней важной работой в данной области была монография “О новом философском базисе для парапсихологических феноменов” (1965). Среди его книг, посвященных другим областям. “Наука социальных отношений” (1927), “Путь социального прогресса” (1931), “Личность и семья” (1941), “Живая религия” (1937), “Самосовершенствование” (1956) и “Ваша часть Бога” (1958).