В былые времена каждая усадебная барышня воображала себя Татьяной Лариной. И все же остается загадкой: почему ее судьба, так похожа на судьбы многих Русских женщин той поры (жила в деревне, читала романы, влюбилась, но, следуя интересам семьи, вышла замуж за другого), оказывала и оказывает на нас такое чарующее влияние, а о ее отношениях с Евгением Онегиным (сначала первая признается ему в любви, а потом отвергает его) споры продолжаются до сих пор?
Действительно, почему в своем письме Онегину Татьяна называет его коварным искусителем?
Ведь Онегину тогда до нее и дела не было. Почему она вообще пишет свое письмо-признание? В чем суть этого испытания?
Разгадка – в той культуре. Которой принадлежали Онегин и Татьяна: если бы Онегин принял ее любовь, откликнулся на опрометчивое письмо юной девушки, она непременно бы в нем разочаровалась. Даже если бы он сделал ей предложение, скорее всего Татьяна его бы отклонила. Потому что она любила в Онегине, такого Онегина, который отверг ее любовь. Нечто подобно разыгрывалось давным-давно между Петраркой и Лаурой. В «Триумфах» Петрарка описывает, как любимая после смерти явилась ему во сне и призналась, что, оказывается, всегда любила и любит только его одного. Это открытие потрясает Петрарку. Он был уверен, что не смог пробудить в ней ответной страсти, и восклицает, пораженный этим откровением с того света:
– Как, госпожа, я могу в это поверить?
– Да, я любила и строгостью предотвращала грех – ответит ему Лаура.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Но дело здесь не только в грехе. Лаура объясняет возлюбленному, что если бы вела себя с ним иначе, то не была бы Лаурой, а он, если бы не продолжал ее любить и писать стихи, рожденные этой, как казалось ему, неразделенной любовью, не был бы Петраркой. Не было бы всего того, что придавало их любви тот высокий смысл, ради которого написаны его сонеты.
Та же ситуация повторяется и с пушкинской Татьяной.
Повторяется и трагедия их отношений, с той только разницей, что Онегин – не Петрарка, не поэт. В этом и его трагедия, и повод для глубочайшей иронии Пушкина по отношению к нему. А ведь Онегин едва не сделался поэтом, когда, влюбившись в уже замужнюю Татьяну, «чуть с ума не своротил». Влюбился, но… не смог подняться на ту духовную высоту, которая требовалась от него, чтобы вся эта история приобрела другой смысл. Но этот смысл все равно проявится. Помимо воли Онегина.
Кстати, точно так же, если бы Татьяна откликнулась на любовь Онегина, он тоже бы в ней немедленно разочаровался. Потому что и Онегин любил Татьяну такую, какой она в действительности была. Какой же она была? Здесь-то мы и подходим к тайне, выходящей за пределы нашего мира.