Явление Марии с младенцем св. Франциску Ассизскому среди кроны древа греха

 

Явление Марии с младенцем св. Франциску

ИСЕНТЕ КАРДУЧО (КАРДУЧЧИ)
(1570, Флоренция – 1638, Мадрид)
Явление Марии с младенцем св. Франциску Ассизскому среди кроны древа греха

Холст, масло, 246 х 173 см.
Внизу посередине подпись и дата: VI№, CAR”, F, 1631
Из собрания Эстерхази, для которого была приобретена в 1821 году из наследства графа Э. Бурке в Париже.
Выставки: «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 7.

Уроженец Флоренции Висенте Кардучо был еще очень молодым, когда в 1585 году вместе с братом Бартоломе прибыл в Испанию. До последнего времени годом рождения Висенте считался 1578-й, однако недавно обнаружен документ, указывающий точную дату рождения художника: 6 августа 1570 года. Это означает, что итальянские впечатления он привез на новую родину не ребенком, а пятнадцатилетним юношей, уже обучавшимся мастерству живописца. Кардучо работал во многих городах Испании: Мадриде, Толедо, Валенсии; писал он и в монастыре Эль Паулар, находящемся недалеко от Сарагосы. В 1609 году он получил звание придворного живописца, позднее был учителем рисования инфанта Фердинанда. В ходе своих путешествий, помимо Италии, посетил также Голландию и Фландрию. Как художник отличался консервативностью вкусов, ориентировался на итальянские принципы формообразования.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


На приводимой картине простая, четкая итальянская композиция сочетается со сложной и богатой фантазией, свойственной испанскому барочному искусству. Коленопреклоненному Франциску Ассизскому среди листвы древа греха является стоящая на лунном серпе Мария с белокурым младенцем, который благословляет святого. Лунный серп держат три ангелочка, фигуры крылатых ангелов видны и в гуще листвы, за снопами света, исходящего от фигуры богородицы. В руках ангелов атрибуты Марии: зеркало истины, врата рая, башня Давида, сияние солнца, звезда морей. С образом Марии связаны и такие символические библейские детали пейзажа, как лилия среди терний, роза Иерихона, могучий кедр. На этой крупноформатной картине художник сплавил в рамках относительно целостной композиции разнородные понятия, знакомые лишь знатокам католической литургии. Такое полотно удовлетворяло проитальянским вкусам мадридского двора.

По свидетельству Паломино, Кардучо принадлежал к третьему ордену св. Франциска; он был погребен в капелле, для которой сам выполнил живописное оформление. Согласно некоторым источникам, последние годы жизни он провел в состоянии умопомрачения. Возможно, будапештская картина тождественна с полотном, которое до 1804 года находилось в монастыре св. Франциска в Вальядолиде и тогда приписывалось Карреньо. «…Картина, которая изображает мадонну над деревом и молящегося св. Франциска; она находится в большей капелле монастыря св. Франциска…» (Цит.: Don Isidoro Boarte: Viaje artistico a varios pueblos de Espana. Madrid. IX. 1804, I, p. 143).