В последнее время культура вообще, а искусство, философия, религия и наука в частности, испытывают глубокий кризис, аналогичный тем, которые обнаруживались в прошлом.
История учит, что культура преодолевала периоды кризиса, возвращаясь к простоте начал. Так, современная наука, рожденная интуицией Галилея, возвращается к простым, строгим и воспроизводимым экспериментам, предложенным еще ионической школой, которая пыталась отделить абстрактное умозрение от наблюдения явлений.
Искусство преодолело долгий промежуток средневековой темноты, вновь открывая свежесть выражений классического мира.
Христианская религия, выродившаяся под властью времен, находит в монахе -бенедиктинце Гильбердандо Совано, реконструктора Церкви через новое открытие простоты жизни, бедности, стихийных и естественных канонов первых христиан.
Современная философия видит в искусстве и в простом языке новый путь к познанию. Современная культура вновь открывает, таким образом, очарование древнего мифа, его логичность, универсальность содержания, способность извлекать человечество из спирали, которая ведет его к саморазрушению. Если, как показал Хайдеггер и современные философы, знание есть простота, выраженная поэтами прошлого, тогда следует возвратиться к ним. Гомер, Сократ, Иисус из Назарета и Магомет – высшие учителя истории – не писали ничего, и в то же время их сообщения наиболее долговечные и повсеместно признанные. Неверна тогда истина, что «verba volant et scripta manent» (слова летают, а письмена правят ).