МАРСАН
ВИКТОР ВАЗАРЕЛИ
(ДЁЗЁ ВАШАРХЕЙИ)
МАРСАН. 1962
Холст, масло, 195 х 114 см.
Посередине внизу подпись: Vasarely.
Подарена Музею автором в 1970 г.
Картина представляет собой композицию, построенную исключительно только из простых геометрических элементов. В начале своего творческого пути Вазарели работал в духе геометрического абстракционизма. Среди мастеров, представленных в собрании будапештского Музея изобразительных искусств, по художественному мировоззрению к нему ближе всего стоит Йозеф Альберс. Из геометрического абстракционизма Вазарели позже развил собственный своеобразный стиль — разновидность оп-арта, получившую название кине-тизм, — который с тех пор распространился по всему миру. Работы в этом стиле отличаются той особенностью, что совокупное зрительное воздействие составляющих элементов меняется в зависимости от точки зрения, благодаря чему у зрителя создается впечатление, что отдельные части картины приходят в движение.
Репродуцируемое полотно стоит на рубеже между геометрическим абстракционизмом и работами в стиле оп-арт: его элементы в совокупности образуют уравновешенную по цвету и форме картину и вместе с тем производят характерное для оп-арта впечатление живой вибрации. Композиция составлена из многих цветов, причем каждый представлен несколькими оттенками, но цветовая гамма тщательно продумана, цвета уравновешивают друг друга, благодаря чему картина в целом не кажется чрезмерно пестрой. Узкие белые полосы в нижнем левом и верхнем правом углах соединяют остальные элементы и одновременно придают им воздушность.
Картина экспонировалась на выставке «Художники-венгры XX века, живущие за границей», состоявшейся в будапештском зале «Мючарнок» в 1970 году.