Видения иного мира

Один из наиболее загадочных художников и композиторов двадцатого века Микалаюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года в Варене — маленьком живописном литовском городке. Прекрасная природа, солнце, буря, ветер, ритм сосен рождали в юном художнике первые эстетические переживания, которые он впоследствии воплотил в своем творчестве. В юном возрасте он много занимается живописью, проявляет большой интерес к музыке и в 1899 году поступает в оркестровую школу. Впоследствии Чюрлениса за способности и усердие направляют в Варшавскую консерваторию, где он сочиняет первые свои неоромантические произведения. Однако ему хочется получить еще больше знаний, и, после окончания Варшавской консерватории, он поступает в Лейпцигскую.

Безграничная фантазия, талант этого человека в сочетании с лаконичностью делают его музыку явлением значительным. Критики прочат ему успех. Чюрленис стоит на пороге музыкальных открытий. Кажется, еще шаг и он найдет себя, отыщет новые возможности «для проникновения живописной стихии в музыку».

Но вдруг, с 1907 года и до самой смерти Микалаюс Константинас отдает свои силы исключительно живописи.

Что подтолкнуло его изменить всю свою жизнь, отойти от так привлекавшей его музыки? Может быть, то же, что заставило преуспевающего биржевого маклера забросить приносившую огромные доходы работу, из богатейшего человека превратиться почти в нищего, а потом вдруг вообще променять цивилизованный мир на острова Таити. Ведь когда Гоген бросил работу на бирже, будучи уже семейным человеком, он даже не подозревал, что когда-нибудь о его полотнах вообще кто-нибудь узнает. Таинственная сила: рок, провидение или Бог — вселяют уверенность в человека, который не только становится гениальнейшим художником, но приобретает множество последователей. Указав на истинное призвание, эта сила вмешивается в течение сначала одной человеческой жизни, а потом и тысяч других. Чюрленис, однако, не забыл все то, чем он жил до этого мистического откровения. Музыка осталась в его душе. Теперь она просто принимала иные формы.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Теперь ее можно было увидеть на картинах Микалаюса Константинаса.

Жизнь этого человека «не от мира сего», удивительно непрактичного, настолько же таинственна, как и его картины. Его судьба словно была предрешена заранее. Ему после окончания Варшавской консерватории предлагали должность директора Люблинского музыкального училища. Однако Чюрленис отказался от благосостояния и спокойной старости. Он отдал себя в жертву искусству. Нужда в деньгах, интенсивный творческий труд ломают его физически. Как звезда, вспыхнул и угас Чюрленис. Он прожил всего 35 лет.

Спокойный и доброжелательный в общении, Чюрленис был вспыльчив и раздражителен, когда дело касалось принципиальных вопросов. Как-то раз на выставке к Чюрленису подошла одна очень важная дама. Она попросила объяснить одну из картин, где, по ее мнению, был показан высокий уровень хозяйственной культуры, какого в Литве нет. Разговор закончился тем, что Чюрленис отвернулся и пошел прочь — ушел с выставки. Лучшим своим критиком он считал двенадцатилетнюю девочку, которая приходила убирать его комнату.

Чюрленис заметил, что украдкой она смотрит на одну нравившуюся ему самому картину. Вскоре девочка исчезла. Картина тоже. «Первое чувство, которое я испытал, была радость, — вспоминал он, — в ней утонули всякие принципы морали, законы нравственности и пр.»

Так случилось, что в жизни этого мистического художника подчас происходили довольно странные случаи. Задействованы ли тут силы, имеющие неземное происхождение или нет, судите сами. Среди знакомых художника нашлись несколько заядлых поклонников спиритизма. Они-то и потащили не верящего в подобные «небылицы» Чюрлениса на спиритический сеанс. В абсолютной тишине зала кто-то попросил закрыть окна, чтобы «не разбежались духи». Чюрленис рассмеялся. В этот же момент он получил сильнейший удар в скулу твердым предметом. Когда зажгли свет, он оглядел всех сидящих и, хотя ничего не обнаружил, счел, что это проделки тех, кто захотел использовать впоследствии этот эпизод для пропаганды в пользу спиритизма. Но зачем было людям верящим пропагандировать это занятие, он ответ не давал. Так что кто знает, может, и не все так просто, как счел художник? Однако Чюрленис не отрицал влияния на него странного обряда похорон в Друскининкай. Глубокой осенней ночью он вдруг увидел много светящихся точек, движущихся, колышущихся. Эта похоронная процессия, увиденная художником на берегу озера, глубоко поразила его. Впоследствии был создан цикл картин «Симфония похорон», где ощущение извечной человеческой скорби, символичность смерти достигают эмоционального апофеоза. Чюрленис не любил объяснять свои картины. Он говорил, что: «Долг художника выразить в картине то, что он хочет, долг зрителя — понять его».

И действительно, картины Чюрлениса — это видения совершенно иного мира, где горы превращаются в живые существа, а легенды проникают в реальность. Зачем объяснять необъяснимое, решать нерешаемую загадку. Реальность, созданную Чюрленисом, можно ощутить, но нельзя понять. В его картинах иная атмосфера, чем в жизни, другие звуки и запахи. Здесь может не быть законов притяжения. Вся система реальности перевернута, и сама тайна, кажется, является королевой на балу у Чюрлениса. За внешне спокойным видом этого человека скрывался новый создатель особой земли, сотворивший ее с помощью музыки и красок. Вот двенадцать знаков зодиака.

Художник Микалаюс Константинас создает символы и расшифровывает внешнее значение слова.

Водолей — восседающий на троне человек с трезубцем. Две разделенные пропастью и связанные мостом из солнечного луча фигурки Близнецов. Дева, знак, под которым родился сам Чюрленис, одинокая, глядящая в небо женщина. Скорпион в праздничном чертоге. Козерог — возвышающаяся над водной гладью фигура мистического животного.

И вы уже чувствуете, что неслучайно здесь, что вы, в сущности, всю жизнь хотели сюда попасть. Глядя на картины Чюрлениса, зритель начинает слышать музыку целого оркестра, состоящего из многих музыкальных инструментов. Но в этом музыкальном строе каждый зритель может услышать свою ноту.