Историки склонны выражать свои моральные суждения словами сравнительного типа, такими, как «прогрессивный» и «реакционный», скорее, чем бескомпромиссными терминами вроде «хороший» и «плохой». Это попытки определить различные общества или исторические феномены не в отношении к какому-либо абсолютному критерию, но в их отношении друг к другу. Более того, когда мы исследуем эти предположительно абсолютные и надисторические ценности, мы находим, что они также коренятся в история.
Появление конкретной ценности или идеала в данном месте и времени объясняется историческими условиями времени и места. Практическое содержание гипотетических абсолютов вроде равенства, свободы, справедливости или естественного закона меняется от эпохи к эпохе или от континента к континенту. Каждая группа имеет собственные ценности, которые коренятся в история. Каждая группа, защищается от вторжения чуждых и неуместных ценностей, которые она клеймит оскорбительными эпитетами – «буржуазный» и «капиталистический», или «недемократический» и «тоталитарный», или – еще более грубо – «неанглийский» и «неамериканский». Абстрактный критерий, отделенный от общества и от история, такая же иллюзия, как и абстрактный индивидуум.
Серьезный историк тот, кто признает исторически обусловленный характер всех ценностей, а не тот, кто требует своих собственных ценностей и объективности вне пределов история. Верования, которых мы придерживаемся, и критерии суждений, которые мы устанавливаем, – части история и субъекты исторического исследования в той же мере, как и любой другой аспект человеческого поведения. Считанные науки сегодня – и, менее всего, общественные науки – будут претендовать на полную независимость. Но история не имеет фундаментальной зависимости от чего-либо вне ее, что отделяло бы ее от любой другой науки.
Смотреть на видео философия и вера