Смотреть на видео философия Детерминизма
Экзаменующийся, который в ответ на вопрос: «Почему в России в 1917 г. произошла революция?» – указал бы только одну причину, был бы счастлив, получить три балла. Историк имеет дело со множеством причин.
Если ему потребуется рассмотреть причины большевистской революции, он может назвать серию военных поражений России, крах русской экономики под тяжестью войны, действенную пропаганду большевиков, неудачу царского правительства в решении аграрной проблемы, концентрацию обнищавшего и эксплуатируемого пролетариата на фабриках Петрограда, факт того, что Ленин осознавал свои намерения, и никто на противоположной стороне не осознавал, короче – будет выявлена беспорядочная смесь экономических, политических, идеологических и личных причин, долгосрочных и краткосрочных факторов.
Итак, позвольте мне остановиться на детерминизме, который я определю, надеюсь, бесспорно, как веру в то, что все происходящее имеет причину или причины и не могло произойти по-другому, пока что-либо не менялось, если что-либо в причине или причинах не было другим.
Детерминизм – проблема не история, а всего поведения человека.
Человек, действия которого не имеют причины и, таким образом, не определены, – такая же абстракция, как и индивидуум вне общества, которого мы обсудили в ходе прошлой лекции. Утверждение профессора Поппера, что «в человеческих делах все возможно», или бессмысленно, или ложно.
Аксиома, что все имеет причину, – условие нашей способности понять происходящее вокруг нас. Кошмарная особенность новелл Кафки заключается в том, что происходящее не имеет видимой причины или любой причины, которая может быть установлена: это ведет к полному распаду личности человека, которая основана на уверенности в том, что события имеют причины. Достаточное число этих причин можно установить, чтобы построить в уме человека модель прошлого и настоящего, достаточную для того, чтобы служить руководством к действию.
Обыденная жизнь была бы невозможна без признания, что поведение человека определяется причинами, которые в принципе можно установить. Когда-то некоторые люди думали, что вникать в причины природных явлений – богохульство, так как их, очевидно, определяла божественная воля.
Развитие и проблема детерминизма
Возражение сэра Исайи Берлина против нашего объяснения того, почему люди действовали так, а не иначе, на основании признания, что их действия определялись их же волей, принадлежит к тому же разряду идей и, возможно, показывает, что общественные науки сегодня находятся на той же стадии развития, в которой были и естественные науки, когда против них была направлена подобная аргументация.