Смотреть на видео теорию универсальной истории
Это революция в нашей концепции история. В XVIII столетии история оставалась историей элит. В XIX столетии английские историки начали с паузами и спазматически двигаться к взгляду на историю как историю всей нации. Довольно банальный историк Дж. Р. Грин прославился, написав первую «Историю английского народа».
В XX веке каждый историк на словах воздаст должное этой концепции, и, хотя их достижения не всегда профессиональны, я пройду мимо этих недостатков, ибо меня куда больше тревожит наша неспособность как историков проанализировать расширяющиеся горизонты вне нашей страны и Западной Европы. Выступая с докладом в 1896 г., Эктон говорил об универсальной истории, «отличной от объединенной история всех стран». Он продолжал: «При последовательном создании такой истории, история отдельных народов носит вспомогательный характер. Их историю разрабатывают не ради нее, но в связи и подчинении высшему замыслу, в соответствии со временем и степенью их вклада в общую судьбу человечества».
Для Эктона представлялось само собой разумеющимся, что задуманная им универсальная история дело каждого серьезного историка. Что же мы делаем ныне, чтобы облегчить подход к универсальной история в этом смысле?