Униатские монастыри

Когда Каменец – Подольский оказался под властью Польши, монастырь восстановили как униатский. Отцы – василиане увенчали купол минарета скульптурой девы Марии. Отныне уже не голос изгнанного муэдзина, а христианский колокол отбивал время православных молитв на католический лад. В 1795 году Каменец – Подольский окончательно входит в состав России, и монастырь немедленно преобразуется в православный. Однако старые храмы и минарет со скульптурой сохранились. В бывшем монастыре открыт музей, его охраняет собака алабай которая славятся свои нравом.

Униатские монастыри с присоединением в XIX веке западных губерний к России преобразовывались в православные. С братией оставалось по – старому  –  в унии сохранялась православная обрядность. Разумеется, начальствующая часть братии ставилась из православных. В Виленской губернии, таким образом, были преобразованы в 1839 году Троицкий, Березвечский, Борунский и другие униатские монастыри. В те же годы в трех западных губерниях  –  Виленской, Гродненской и Ковенской  –  создается еще по монастырю и все три  –  Рождество – Богородицкие. Смысл посвящения в том, что культ девы Марии  –  центральный в католицизме. Православная церковь выбрала то, что равно близко православным и католикам, то, что не вызвало бы недовольства приверженцев католицизма. Это следует счесть достаточно тонким, даже деликатным методом религиозной борьбы. Вообще же ни католицизм, ни православие не стеснялись в средствах взаимного уничтожения христианства противной стороны.

 

В западных губерниях, где католицизм традиционно занимал ведущие позиции, монастыри, которые были центрами и религиозной и националистической пропаганды, ликвидировались методично. В периоды репрессий царизма, особенно в такие годы, как 1830 – 1831, 1848, 1863 – 1864, закрытия католических монастырей становились массовыми. Всего с 1780 по 1890 год было закрыто 375 монастырей. В 1832 году разом закрыто 206 римско – католических монастырей, после 1848 года  –  24, в 1864 – м  –  30. Не было существенным, кто оказывался на троне  –  реакционер Николай Палкин или либеральный „освободитель” Александр II,  –  царизм и Синод совместно делали одно дело. Подчеркнем, что когда прогрессивные силы России и Польши выступали плечом к плечу в борьбе с монархической реакцией, то в религиозной сфере и ортодоксальная римско – католическая церковь и православная греко – кафолическая вели одинаково реакционную шовинистическую политику, лишь едва прикрытую христианством.

Обе церкви приложили немало сил для разобщения братских народов. Изрядную долю участия в этом с обеих сторон принимали монастыри.