Хвастовство Ньютона сегодня звучит банальностью, и, хотя ученые, и даже обществоведы, все еще, иногда, говорят о законах, ради того, чтобы, так сказать, лишь упомянуть прошлое, они больше не верят в их существование в том смысле, в котором ученые XVIII и XIX веков без исключения верили в них. Признано, что ученые совершают открытия и приобретают новые знания не путем установления точных и всеобщих законов, но путем выдвижения гипотез, открывающих путь к новым исследованиям.
Философия научной методологии
Стандартный учебник по научной методологии, написанный двумя американскими философами, описывает научный метод как по существу круговой: «Мы собираем данные для законов, обращаясь к эмпирическому материалу, к тому, что якобы является фактом, и мы отбираем, анализируем и интерпретируем эмпирический материал на основе законов».
Слово «взаимный», вероятно, было бы более предпочтительным, чем «круговой», так, как результат – не вернуться на прежнее место, но двигаться вперед к новым открытиям через процесс взаимодействия между законами и фактами, между теорией и практикой. Все мышление требует принятия определенных посылок, основанных на наблюдении, которые делают возможным научное мышление, но сами, подлежат пересмотру в свете этого мышления. Эти гипотезы, могут быть, вполне обоснованными в некоторых случаях или, для определенных целей, хотя могут оказаться необоснованными в других.
Проверка во всех случаях – эмпирическая, то есть, действительно ли они эффективны в получении новых данных и приращении наших знаний. Методы Резерфорда были недавно описаны одним из его наиболее выдающихся учеников и коллег: «Им двигало всепоглощающее желание познать, в чем состоит ядерное явление, в том смысле, в каком говорят о том, чтобы знать, что делается на кухне. Я не думаю, что он искал объяснения в классической манере теории, использующей определенные основные законы, пока он знал, что происходит, он был доволен». Это описание в равной степени подходит и для историка, который прекратил поиск основных законов и удовлетворяется тем, чтобы выяснить, что происходит.
Смотреть на видео философия по научной методологии