УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Поскольку понятие культуры чрезвычайно широко, то и объект внимания культурологии поистине не охватен: от балета до религии и от философии до архитектуры. Культурология сродни угощению, какое делают в доме, где не осталось денег: все, что есть съестного, вываливают на сковородку и запекают в духовке. Ради справедливости стоит признать, что порой это получается на удивление вкусно. Так или иначе, курс культурологии, который читается в одном вузе, имеет мало общего с тем, что преподается в другом, и потому статус культурологии как академической дисциплины время от времени подвергается сомнению.

Учебники по культурологии никуда не годятся, да они по большому счету и бессмысленны, за исключением справочных изданий. Вместе с тем культурология, если таковая дисциплина, в самом деле, существует, может гордиться большим числом превосходных авторов. Меня, например, в свое время поразила книга Владимира Вейдле «Умирание искусства». Вейдле – малоизвестный автор, преподавал философию искусства в Парижском Богословском институте. Если хотите более знаменитых, то выбор велик: Хосе Ортега-и-Гассет с его трактатом « Дегуманизация искусства», Йохан Хейзинга с « Homo ludens», Карл Г. Юнг с « Архетипом и символом», Освальд Шпенглер с « Закатом Европы». Список уходит в бесконечность. Отсутствие четких границ – уязвимое место культурологии и одновременно ее необычайная привлекательность для исследователя, который может соединять несоединимое и путешествовать в том направлении, какое заблагорассудится.

Ложка дегтя заключается в том, что сделать академическую карьеру в культурологии необычайно сложно, а добиться признания можно разве что к пятидесяти годам. Культурология, собственно, не профессия, а культурный багаж, особое виденье мира, и найти применение своим непрактичным знаниям в обществе, охваченном безудержным прагматизмом, то же самое, что заставить верблюда танцевать вальс.

Смотреть на видео лекции по культурологии