Телевидение для всех данность, которая сопровождает нас от рождения до смерти. Российское телевидение нарушило табу на показ смерти. Время от времени противники показа сцен насилия и жестокости на телеэкране пробуют подсчитать число трупов, показываемых на телевидении за день, за неделю, за месяц, и цифры выходят оглушительные. Прорыв российского телевидения к вершинам свободы – демонстрация публичных казней в исламских государствах.
При всем при том у телевидения нет отношения к тому, что оно показывает. Следовательно, нет ценностей. Они и не могут быть, ибо телевидение – это технология.
Телевидение – это иллюзия.
Чужая смерть вызывает щекочущий интерес у того, кто остается жить, и телевидение обслуживает этот интерес. В свое время среди прочих тестов мне причлось отвечать на такой: к какой культурной эпохе следует отнести «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храбростному мужу в бою ради отчизны своей!». Одни, наверное, скажут: это героическая эпоха, другие назовут ее тоталитарной. Телевидение вне этих категорий. Оно ведет счет трупам, но не героям.
Попытки отыскать золотую середину между коммерцией и общественной пользой время от времени предпринимаются, но раньше или позже коммерция берет верх. А ее девиз известен – тип все схавает. Вы в охотку смеетесь над человеком, про которого говорят, что он ложится под свою машину чаще, чем под жену, но никто не смеется над человеком, который не в состоянии и дня прожить без телевизора. Австралиец, которому постоянно не везло в браке, публично в присутствии священника обвенчался с телевизором, и об этом сообщили мировые средства информации. Телевидение претендует быть вашим другом, войти в вашу семью, стать незаменимым спутником вашей жизни. Но оптическая иллюзия не может быть другом, не может стать членом семьи. Живописное полотно излучает больше теплоты и жизни, нежели картинка в телевизоре, ибо сохраняет ауру своего создателя. Аура художника умирает вместе с ним, но аура, переданная художником своему произведению, бессмертна.