Современный центр

Ученик, как Адама Смита, так и Гегеля, Маркс начал с концепции мира, управляемого рациональными законами природы. Подобно Гегелю (но на этот раз в практической и конкретной форме), он эволюционировал к концепции мира, управляемого законами, который развивается в ходе рационального процесса в ответ на революционные инициативы человека. Согласно конечному синтезу Маркса, значение магии заключено в трех положениях, неразрывно связанных между собой и составляющих слитное и рациональное целое: развитие событий в соответствии с объективными, в основном экономическими моделей , законами; соответственное развитие мысли через диалектический процесс; соответствующие действия в форме классовой борьбы, которая приводит в соответствие и объединяет теорию и практику революции.

 

В сущности, Маркс предложил синтез объективных законов и сознательных действий с тем, чтобы перевести их в практику, что иногда (хотя и ошибочно) именуется детерминизмом и волюнтаризмом. Маркс постоянно писал о законах, которым повиновались люди, не осознавая этого. Он неоднократно обращал внимание на то, что именовал «ложным сознанием» тех, кто повязан капиталистической экономикой и капиталистическим обществом.

 

Они имеют «представления о законах производства, которые совершенно отклоняются от этих законов…». Но в трудах Маркса можно найти яркие примеры призывов к осознанным революционным действиям. «Философы лишь различным образом объясняли мир, – гласят знаменитые тезисы о Фейербахе,  но дело заключается в том, чтобы изменить его». «Пролетариат, – провозглашается в «Манифесте Коммунистической партии», – использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства…». А в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Маркс говорил об интеллектуальном самосознании, растворяющем на протяжении 100 лет все традиционные идеи. На долю пролетариата выпадает растворить ложное сознание капиталистического общества и внести подлинное сознание бесклассового общества. Но неудача революций 1848 г. была серьезной и драматической, сорвала наступление событий, которые представлялись неизбежными, когда Маркс начинал свою работу. В конце XIX века все еще превалировала атмосфера благосостояния и безопасности. Только в конце столетия мы завершили поворот к современному периоду магии, в котором главная функция разума больше не сводится к познанию объективных законов, руководящих поведением людей в обществе, а скорее состоит в том, чтобы перестроить общество и индивидуумов, из которых оно состоит, осознанными действиями. По Марксу, «класс», хотя точно и не определенный, остается в целом объективной концепцией созданной на основании экономического анализа.

Ленин перенес акцент с «класса» на «партию», которая является авангардом класса и вносит в него необходимый элемент классового сознания. У Маркса «идеология» – негативный термин, продукт ложного самосознания капиталистического общества. У Ленина «идеология» становится либо нейтральной, либо позитивной – вера, которую культивирует элита классово сознательных лидеров в массе потенциально классово сознательных пролетариев. Формирование классового сознания отныне больше не является автоматическим процессом, а является задачей, которую нужно выполнить.