Вид в окрестностях Виллервиля
Шарль Франсуа Добиньи
Вид в окрестностях Виллервиля 1873
Холст, масло. 99 х 169 см
Будапешт, Музей изобразительных искусств
Добиньи, которого на Всемирной выставке 1867 года чествовали как главу новой живописной школы, любил природу с романтической страстностью. Однако в своих картинах он изображал ее не как носительницу его собственных чувств и настроений, а реалистически, стремясь обнаружить и запечатлеть кистью наиболее характерные и постоянные черты природы. Он жил в тесном общении с природой родного края, тщательно изучал ее, стремясь верно передать те чувства, которые она порождала в его душе. «Картины должны отражать внутреннюю жизнь природы и спокойные проявления чувств.» Для изучения воды в непосредственной близости к ней Добиньи построил лодку, которую можно было приспособить под мастерскую.
Позднее такую же лодку-мастерскую построил для себя и Клод Моне. Путешествуя на этой лодке, Добиньи писал виды Сены и Уазы. «Эти виды поражают красотой, но нужно много времени, чтобы найти для них соответствующую интерпретацию и чтобы избежать банальности фотографии», – писал Добиньи в письме, датированном 30 сентября 1872 года. Картина «Вид в окрестностях Виллервиля», несмотря на обилие подробностей, производит целостное впечатление; в изображении доминируют три пятна, образуемые тонко выделенными массивами горы, водного пространства и неба. Залитую солнцем поляну на переднем плане уравновешивает светлая полоса неба, а необъятное пространство – диагональная композиция и два дерева, возвышающиеся чуть справа от центра картины.