Сформировалась своя, позитивная версия имиджмейкинга. Нетрудно догадаться, что под этим названием объединили все те же невероятно успешные технологии создания положительного имиджа: спонсорство, специальные события и работу со СМИ. Наконец, этот самый имиджмейкинг стал основой и такого явления, как брендинг (профессиональная деятельность по созданию и продвижению брендов – торговых марок), хотя на деле брендинг в западном варианте, большей частью, состоял из качественной рекламы (как прямой, так и скрытой) и работы со СМИ (чем, кстати, и объясняются его самые яркие успехи: эффективность грамотно проведенной рекламной кампании сомнений не вызывает, и от того, что это не эффектная PR акция, она не перестает быть хорошей рекламой со всеми вытекающими последствиями).
Появилось и черное направление белого пиара, как ни парадоксально это звучит, – так называемый сравнительный PR, вобравший в себя дошедшие из глубокой древности технологии компроматов и первобытные образы врага. Возникновение такового было обусловлено биполярным разделением мира и необходимостью защиты от коммунистической доктрины: для чего и был сформирован единый образ врага в виде коммунистической заразы. Справедливости ради, следует признать, однако, что примененный для этого инструментарий, был, без каких-либо усовершенствований, взят прямо из мрачного средневековья, и даже более ранних периодов истории: образ противника наделялся огромным числом примитивнейших жутких сказочных черт, чуть ли не до пресловутого пожирания младенцев…
Даже сейчас, просматривая американские кинофильмы того времени, трудно сдержать смех, наблюдая кровожадных русских коммунистов, даже в космос выходящих в неизменных валенках, шапках-ушанках с красной звездой, бутылкой водки в руках и соленым огурцом в зубах, но зато – с ядерными боеголовками.
Получилось, что и в таком деле государственной важности белый пиар недотянул, создав образы опереточных злодеев. Да и выявление агентов мирового коммунизма весьма напоминало пресловутую охоту на ведьм, причем на абсурдность этого явления не раз обращали внимание даже сами представители американской интеллектуальной элиты. Однако, как бы то ни было, и в таком виде черный PR сработал, хотя по сравнению с масштабами манипуляций российского пиара это и выглядело детским лепетом.