С ПОЗИЦИИ ВЫСШЕЙ МАГИИ

Высшая магия
Единорог

В действительности, Высшая Магия, как наука положительная, находится пока еще только в зачаточном состоянии, а дух человеческий слишком нетерпелив, в особенности же в наше время, при том жгучем интересе, который возбуждает этот предмет, чтобы мы могли удовлетвориться смутными надеждами на то решение, которое через несколько веков обещает нам дать положительная наука.

Посмотрим, что может дать нам метод гипотезы, проверяемой опытом; вернемся к только что указанному затруднению – вмешательству в психические явления самопроизвольных сил и, в особенности, действию воли или человеческой чувствительности.

Наша душа, какова бы ни была ее природа, относится к числу предметов, подлежащих исследованию Высшей Магии, ибо она, как это только что было упомянуто, производит такие оккультные явления, как предчувствие, видение на расстоянии, все, так называемые, явления телепатии, предвидение будущих событий и т.д. Подобное участие нашей души в фактах, называемых психическими, может быть двоякого рода: в одних (как только что нами перечисленные) она исключительно пассивна и восприимчива; в других, наоборот, она деятельна, проявляет свою волю, оказывается одаренной самопроизвольностью, сама управляет изучаемой силой – таковы явления магнетизма и гипнотизма во всем, касающемся оператора (внушение, очарование, исцеление, физиологические изменения и даже приведение в движение инертных тел).

Явления этого рода дают нам возможность изучить движущую силу в самом ее источнике, знакомят нас со второй причиной, объектом Высшей Магии, которая в одно и то же время и в нас, и вне нас.

Они доказывают также способность идеи управлять силой, ибо, как это прекрасно выяснил философ Эдуард фон Гартман в Теории Бессознательного: первый акт воли – идея желаемой вещи, и эта идея должна возбудить силу, чтобы перейти в действие, стать идеей-силой. Эти явления доказывают правильность определения Высшей Магии словами: думать – значит творить.

Это замечание доставляет первое, чрезвычайно важное для нашего предмета, заключение: материя и неотделимая от нее сила – не суть единственные элементы вселенной, вне их существует третья господствующая и располагающая ими сила – самопроизвольность.

Эта сила также существует в природе, как и в нас самих, и отличительными ее признаками являются неделимость и непреодолимость.

Следовательно, существующая в нас самопроизвольность неполна; хотя она и сохраняет в нас свое основное свойство – неделимости, но не только не может проявляться во всем своем объеме, но и ограничена в очень узких пределах универсальной самопроизвольностью природы.

Она совершенно одинакова как в нас, так и в природе, так как может действовать на молекулы и даже на самые атомы тела, как это доказывают явления левитации, переноса предметов на расстоянии, прохождения материи сквозь материю и самопроизвольное возгорание, причем два последние явления очень часто публично производятся факирами и йогами – в Индии, а иногда и в Европе.

Самопроизвольности, которая управляет силами природы, мы можем противопоставить сопротивление только частное и мгновенное, это доказывается только что приведенными фактами, так как, производя его, человек действует против силы тяготения, сцепления и химического сродства. Но природа более или менее быстро окажет противодействие, ибо ясно, что космический порядок может быть нарушен нами только в ничтожных размерах.

Следовательно, рожденные нашей мыслью образования будут эфемерными, если они не будут согласовываться с действиями природы, и эфемерность их будет пропорциональна их противодействию природе: иначе говоря, они могут быть трех родов:

Устойчивые на неограниченное время, если мы содействовали природе.

Очень скоро переходящие, если они не согласуются с ныне происходящими явлениями Космоса, превосходя их своей интенсивностью; с этим должна нас познакомить Астрология.

Созидаемое нами вовсе не осуществиться, если будет слабее природы, и, в то же время, будет противодействовать ей.

Два последних рода проявлений всегда произведут больший или меньший беспорядок в мире, исследуемом Высшей Магией, внесут в него смуту, могут извратить и даже совершенно скрыть его проявления.

Следовательно, положительная наука в ее настоящем состоянии почти наверно встретиться только с ложными и призрачными явлениями, и до некоторой степени можно уяснить себе причины такого существенного замешательства.

Производимое нами противодействие зависит не только от наблюдателя, но также от всего его окружающего и от среды, в которой он живет. Это противодействие космическим вибрациям зависит не только от проявления наших психических сил; оно восходит вплоть до приводящей их в действие нашей мысли. Мы грешим столько же по невежеству, сколько и по слабости.

Мы не только совершенно невежественны и слабы пред лицом универсальной идеи и силы, но, кроме того, они оказывают на нас громадное влияние, и наша личность беспорядочно борется против них; иначе говоря, мы действуем скорее под влиянием наших эмоций, страха или желания, словом страстей, чем руководствуемся только самопроизвольной, толковой и разумной волей.

В конечном анализе от этих смущающих влияний могут произойти следующие три существенные погрешности.

Первое – что составляет Гордость – это желание могущества и бессмертия, доведенное до крайности, или просто ложное желание хотеть и верить, что отныне наша личность бесконечна в отношении силы и времени.

Второе – инертная сила, Леность – состоит в стремлении удовлетворить свои желания, не производя для этого никаких новых усилий.

Третье – Эгоизм – проявляется в том, что наша самопроизвольность, ослепленная обоими предыдущими заблуждениями, считает, что она может вполне и сейчас же удовлетворить себя во вред окружающему, которое она не признает или презирает.

Против этих чисто психических затруднений, глубоко расстраивающих явления психического мира, существует только одно средство – добродетель, или сочетание индивидуальной самопроизвольности с универсальной. Только добродетельный, почти святой исследователь, находящийся притом в соответствующей среде, может наблюдать действительное проявление психической жизни во всей ее чистоте и достоверности.