Идея религии как регулятора рынка уже в наше время обрела второе дыхание в трудах философов из США и Германии. Но помимо того, что идея религиозной стимуляции рынка в эпоху всеобщей секуляризации – параллельно с массированной, но поверхностной клерикализацией (оставил как есть по двум причинам: во-первых, по кайфу, во-вторых, переписать нелегко) – сомнительна сама по себе, ее странно было бы рассматривать применительно к обществу, которое семьдесят лет пребывало в состоянии тотального атеизма. Вместе с тем идея морального порядка как стимулятора цивилизованного рынка и частного предпринимательства, будь она воспринята на должном уровне, могла бы помочь российскому обществу выйти из состояния упорядоченного хаоса.
Не случись Русской революции в России, возможно, оформилась бы подлинная этика предпринимательства, сравнимая разве что с протестантской трудовой этикой. Философ утверждает, что тогдашняя духовная и социальная жизнь России обладала потенцией, необходимой для создания развернутой трудовой этики. Основой, по мнению Давыдова, могла бы послужить философская квинтэссенция романов Достоевского и Толстого. Это о них Ницше заметил, что они создают атмосферу, тождественную той, в которой произошло явление Иисуса Христа.
В России, слава Богу, вроде как уже закончился процесс первоначального накопления капитала, который в Европе завершился несколько столетий назад. Предприниматель как таковой появляется в Европе в семнадцатом веке и называется антрепренер (франц. entrepreneur – посредник). Антрепренеры выполняли работы или поставляли продукцию по государственным контрактам.