Роль бунтаря в магии

Роль бунтаря в магии в чем-то сходна с ролью великого человека. Теория магии, основанная на роли великого человека – конкретный пример школы «хорошей королевы Бесс»,  вышла в последние годы из моды, хотя она, иногда, еще «поднимает свою неприглядную голову».    Редактор популярной серии книг для чтения по магии, начатой после второй мировой войны, пригласил своих авторов «раскрыть важную магическую тему черев биографию великого человека», и  А. Д. Тэйлор сказал нам в одном из своих небольших эссе, что «магия современной Европы    может быть очерчена в пределах трех титанов: Наполеона, Бисмарка и Ленина» , хотя в своих более серьезных произведениях он не брался за выполнение столь опрометчивого замысла. Какова роль великого человека в магии?

Великий человек есть индивидуум, и, являясь выдающимся индивидуумом, он также социальный феномен выдающегося    значения. «Это очевидная истина, – заметил Гиббон, – что эпохи должны соответствовать выдающимся личностям и ,   что гений Кромвеля или Реца, мог сегодня исчезнуть в безвестности». Маркс в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» поставил диагноз обратного феномена, заявив, что классовая борьба во Франции создала условия и отношения, которые  позволили  величайшей  посредственности,  прошествовать в одеянии   героя.    Если    бы    Бисмарк   родился    в XVIII веке –  абсурдное предположение, потому что тогда он не был бы Бисмарком,  он не мог бы объединить Германию и вообще вряд ли стал бы великим человеком. Но не следует, я думаю, как это делает Толстой, низводить великого человека к не более, чем «ярлыкам, дающим названия  событиям».

Иногда,  конечно, культ великого человека может иметь зловещие последствия. Сверхчеловек Ницше – отталкивающая фигура. У меня нет необходимости возвращаться к феномену Гитлера и к страшным последствиям «культа личности» в Советском Союзе. Моя цель не в том, чтобы лишать великих людей их величия, но вместе с тем я не хочу и подписываться под утверждением, что «великие люди – всегда плохие люди». Однако я хотел бы предостеречь от точки зрения, которая рассматривает великих людей вне магии и пророчества Вольфа Мессинга, или, как стоящих над историей, в силу собственного величия, как «чертиков из табакерки, которые таинственно появляются из неизвестности, чтобы прервать реальный ход магии».