Начиная от истоков, от крещения Руси, отечественная философия прошла самобытный, небывалый путь развития. Сама российская философия является отражением культурного и исторического развития государства. Место России во всемирной истории волнует отечественных мыслителей не меньше судьбы ее народа, и конкретно взятого человека.
Развитие философской мысли в России – общие признаки русской философии
Принято считать, что философствование в России базируется на античной философии, на тех немногих переводных источниках, которые в X веке попали в русские земли с богословскими трактатами миссионеров. Зародившись гораздо позднее, чем в соседних западных странах, русская философская мысль испытала влияние сначала византийской мысли, затем западноевропейской идеологии.
Славянской философской мысли присущи совершенно особые признаки, формировавшиеся в течение почти всей истории философской культуры России. Философия в России развивалась в лоне религии, при этом в тесной связи с обществом, сохраняя исконную русскую духовность древней дохристианской Святой Руси. Философы, по сути, и были тем народом, частью народа, которые заботились о его просвещении и развитии – общественные деятели, писатели, ученые. Однако социальная направленность философии по-прежнему остается в церковных рамках.
Кажется, навсегда связанная с религией, отечественная философская мысль, несмотря на антропоцентризм, на глубокое сочувствие человеку, никогда не покинет своей религиозной стихии. Однако в XVII веке начинает зарождаться светская философия, создавая предпосылки для нового этапа – этапа Просвещения.
Как представлена Россия в русской философии
Вся красота духа России, вся мощь русской мысли поэтапно раскрывается в русской философии периода Просвещения XVII-XVIII веков. Этот период становления и развития светской философии продлился вплоть до середины XIX – первого десятилетия XX столетия, когда наступил расцвет истории философской культуры России.
Онтологизм русской философии состоит не в порождении какой-либо теоретической проблематики, а в познании самой сути бытия, в познании трансцендентной судьбы человека и его имманентного пути. Для русских философов человек – существо, несущее в себе тайну бытия. Именно русскому человеку, по мнению российского философского общества, доступна цельность познания, постижения сакральной сути бытия.
С антропоцентризмом связана историческая проблематика. Не следует забывать и об этической ориентации философствования в России, чему явными свидетелями является практический характер решаемых проблем и пристальное внимание к внутреннему миру человека. В целом российская философия неоднородна, а все указанные черты по-разному представлены в учениях мыслителей.