Современные работодатели рассчитывают на то, что кандидат будет иметь десятки разнообразных умений. Способность креативно мыслить и управлять временем, навыки коммуникации, нетворкинга, управления проектами, командообразование, владения инструментами разработки сайтов, компьютерной графики и видеомонтажа. Без упоминания об этом сегодня не обходится почти ни одно объявление о работе. Чем выше должность, тем больше требования.
Современные бизнес-лидеры оценивают такие навыки выше, чем академические квалификации кандидатов на трудоустройство. Компании больше не хотят видеть в своих рядах «узколобых специалистов». Служащие, которые не умеют приспосабливаться к экстремальным условиям, уже никому не нужны.
Универсальные умения современная норма
В странах Европейского Союза формируется понятие мягких навыков (soft skills). Они противопоставляются жестким – специальным узкопрофессиональным навыкам (hard skills), так как не имеют однозначной жесткой привязки к конкретной.
Часто мягкие навыки называют также универсальными или функциональными компетенциями, а факт владения ими функциональной грамотностью (functional literacy). ЮНЕСКО и Европейская комиссия также установили минимальный уровень такой грамотности, необходимый каждому европейцу для того, чтобы «вписаться» в общество и не быть «социальным инвалидом», не говоря уже о профессиональной самореализации.
Поскольку именно универсальные компетенции являются главным козырем современного специалиста, компании и рекрутинговые агентства не могут прийти к согласию и определить важнейшие из них.
- Компания Microsoft провела исследование, где на вершине списка для ТОП-60 самых высокооплачиваемых профессий оказались ораторские и коммуникативные способности, владение офисными программами, создания презентаций, менеджмент проектов и высокий уровень самоорганизации.
- Forbes считает главными коммуникативную компетентность, креативность, написание качественных текстов, опыт работы в команде, базовые компьютерные знания и способность к «ре-инжинирингу» – готовнисть делать привычные вещи в новый способ.
- Немецкая волна отмечает коммуникативные и управленческие таланты: ораторское искусство, умение убеждать, лидировать, управлять, делать презентации, находить подход к людям и решать конфликтные ситуации.
- Британская платформа интернет-обучение SkillsYouNeed выделяет персональные навыки (тайм-менеджмент, саморазвитие, управление эмоциями и даже организацию питания, ухода за телом, спортивных тренировок, эффективного сна), интерперсональные (коммуникация, работа в команде, ведение переговоров, конфликт-менеджмент), лидерские способности, проведения презентаций, а также писательское мастерство и базовые математические знания.
Содержание каждой группы не является фиксированным, он постоянно расширяется. Например, Европейский словарь навыков и компетенций содержит тысячи наименований и продолжает расти.
Где получить универсальное образование?
С 2000-х годов соответствующие курсы начали появляться в программах классических университетов. Возникают учебные центры, которые специализируются именно на тренингах мягких навыков и предлагают комплексные программы.
Отечественные университеты и средние школы ничего подобного не предлагают. Поэтому российскому «универсальному специалисту», который желает отвечать требованиям современного европейского рынка труда, остается собирать знания по крупицам.
Немало возможностей существует для овладения писательским и журналистским мастерством. Новые тренинги и школы для этого появляются чуть ли не каждый месяц.
Есть где поучиться риторике и умению создавать презентации, которые необходимы каждому публичному человеку.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Стоит также уделить внимание:
- когнитивным навыкам,
- усвоив техники скоростного чтения,
- креативного мышления
- и управления информацией.
Прекрасно, если удастся найти короткие курсы веб-дизайна, компьютерной графики, работы с фотографиями или видеомонтажом. Разработать макет рекламной листовки, простую веб-страницу, инфографику или просто сделать себе визитки, что пригодится чуть ли не каждому.
Не забываем о самоорганизации. Обучение тайм-менеджмента или стратегическому планированию жизни и карьеры будет наиболее эффективным на реальных курсах или тренингах, но ничто не мешает воспользоваться вместо этого книгами и интернет-ресурсами.
Почти обязательным является получение базовой предпринимательской компетентности – от нетворкинга к основам финансовой грамотности и разработки инвестиционных проектов. Вовремя пройденный бизнес-тренинг не только поможет при запуске собственного стартапа, но и откроет дополнительные возможности трудоустройства.
Лучшая школа для приобретения лидерских и управленческих навыков – работа на общественных началах или участие в студенческом самоуправлении, которая научит работе в команде, управлению проектами и делегированию обязанностей. Кстати, запись о такой деятельности в резюме восприниматься не хуже, чем сертификаты престижных тренингов.
Все это – инвестиция в себя, которая не менее важна, чем получение специального образования. Время и деньги, потраченные на получение универсальных компетенций, окупятся не только при поиске работы, но и в повседневной жизни.