Способность изменять нормальное положение вещей, воздействуя мыслью на материю во времени и в пространстве, проявляется не только при осознанном усилии. Я думаю о стигматах, о людях, измученных мистицизмом, на плоти которых образуются такие же раны, как и на теле Христа, – этот факт не раз наблюдался на протяжении веков и получал медицинское подтверждение, и те несколько шутников, которые попытались подделать стигматы, нанося себе раны, были легко разоблачены: по крайней мере, с помощью спрятанного в рукаве гвоздя невозможно сымитировать подобный психосоматический эффект.
И если даже некоторые из страдальцев были по простоте душевной уверены в том, что это Иисус Христос проскользнул в их тело, чтобы еще раз пережить свои муки, на самом деле это их подсознание в пылу уподобления рождает на теле следы мученичества. Доказательства? Стигматы на ладонях у этих людей постоянно кровоточили, а ведь мы знаем сегодня, что гвозди могли быть вбиты только в запястья, о чем свидетельствуют следы на плащанице. Но традиция религиозной иконографии укоренилась в подсознательном, и ладони кровоточили, в соответствии с нарисованным образцом.
К чему я клоню? К тому, что именуемое нами обычно “чудом” содержит в себе некую важную информацию, переданную необычным образом: реальность – это совсем не то, что мы думали прежде. Она совсем не так определенна, ограниченна, необратима, как нам хотелось бы верить. И здесь, на мой взгляд, заключено главное в учении Иисуса: его весть подразумевает отказ от догматических шор, любовь к ближнему и осознание взаимосвязи между всем, что нас окружает, первый шаг к единству, чтобы “войти в Царство Божие”, – я имею в виду ее арамейский смысл, искаженный позднейшими переводами, но заключенный в самой Божьей Жизни. Если Иисус дематериализовался в своем погребальном льняном облачении, оставив на нем генетический след обычного человека, то, возможно, именно для того, чтобы и нас пригласить к совершению метаморфозы.