Первая стадия. Ребенок спрашивает у своей мамы:
– Почему стул имеет четыре ножки? Мама отвечает:
– Чтобы стул был более устойчивым. Ребенок продолжает:
– Почему он должен быть устойчивым?
– Для того, чтобы ты не падал.
– Почему я падаю? Мама отвечает:
– Земля, как и любое другое тело, притягивает к себетела, а также и твое притягивает.
Ребенок возражает:
– Если Солнце притягивает Землю, почему оно ее непоглощает?
Здесь женщина задает этот вопрос мужу, который разъясняет:
– Земля пересиливает это притяжение, вращаясь вокруг Солнца, вызывая, таким образом, центробежную силу, равную и противоположную силе притяжения.
Вторая стадия. Женщина настаивает:
– Для чего должно существовать все это?
Муж отвечает:
– Я этого не знаю, как и не знаю причину моего существования, причину существования жизни во Вселенной.
Третья стадия. Мамаша направляется тогда в университет, где встречает философа и тот отвечает длинной сложной отработанной речью, заставляя ее почувствовать, что научные термины этой лекции непонятны и утомительны. Она лишь поняла, что Кант подступал к непознаваемости, которая каким-то образом отражала сущность ее вопроса.
Четвертая стадия. На следующий после диалога вечер женщина слушает концерт, слушает долго ту музыку, которая, кажется, каким-то образом отвечает на ее вопрос. Она чувствует себя удовлетворенной, хотя ее разум не полностью понял значение музыки.
Пятая стадия. Она идет тогда в церковь, где священник дает ей простое объяснение, что это – желание доброго Бога. На что женщина отвечает:
– Если Бог мудр и Отец хочет подтвердить, что любит говорить с нами и поэтому знает наш язык и наши вопросы, то, следовательно, он может ответить мне.
Священник:
– Уважаемая, Он уже ответил, что если Вы не станете как малые дети, Вы не попадете в небесное царство. Это означает, что царство, то есть знание, принадлежит простым, таким, как Он, который есть – проще простого. Поскольку
Отец говорит с детьми с искусной простотой языка, приобретенного ими ранее, который превосходит философию и науку, его язык уже содержит в себе наследие всего исторического знания и принципы развития Вселенной.
Из всего этого женщина поняла, что чем больше расширяется горизонт ее «почему», тем меньше понимания, поскольку каждый уровень познания способен ответить только на частные аспекты реальности. Эти уровни в их совокупности и взаимосвязи прячут телеологию, которая, вероятно, управляет путем познания чего-то простого, единственного и полного.
Муж заставил ее заметить, насколько бесполезно находить истину, исходя из анализа компонентов системы, поскольку она намного больше суммы компонентов. Поэтому она обратилась к философу, который не преуспел в выводе убедительных заключений, а затем к религии, которое удовлетворило ее только частично.
Шестая стадия. Женщина, пытавшаяся уловить смысл жизни, обратилась ко мне, и я сразу же начал с нуля:
– Если Ваши «почему» не ведут ни к чему, какая у Вас причина для того, чтобы настаивать на постановке таких вопросов?
Несомненно, то, что она существует, и что она стремится к счастью. Тогда ее цель – быть счастливой, насколько возможно. Модель процесса познания я предложил в надежде на то, что с ее помощью удастся ответить на «почему» женщины и что она позволит включить себя в становление реальности, которая в своей видимой сложности на самом деле проста, как дети, единственно способные входить в царство знаний. ****