Я не намеревался в этих статьях касаться постановки изучения история в Кэмбриджском университете. Однако рассмотрение этого дает такие поучительные примеры к тому, что я стараюсь донести до вас, что было бы непростительным обойти эту труднейшую задачу. В последние 40 лет мы отвели в наших учебных планах значительное место история Соединенных Штатов. Это важное достижение.
Но это повлекло за собой определенный риск дальнейшего усиления ограниченности история Англии, которая и без того уже наложила мертвую руку на наши учебные планы, а также в равной степени ограниченности история англоговорящего мира. История англоязычного мира, в минувшие 400 лет была, вне всяких сомнений, великой эпохой. Однако ставить ее в центр универсальной история, рассматривая все остальное как второстепенное, прискорбное смещение перспективы.
Долг университетов исправить широко распространенные извращения такого рода. Изучение современной история в Кембриджском университете, на мой взгляд, не связано с выполнением этого долга. Совершенно неправильно присуждать ученую степень в крупном университете человеку, не владеющему в достаточной степени каким-либо современным языком, помимо английского. Нужно помнить как предостережение, что случилось в Оксфордском университете с древней и уважаемой дисциплиной философией, когда занимавшиеся ею решили, что они прекрасно обойдутся одним повседневным английским языком. Совершенно неправильно, что ни на одном факультете не преподается современная история любой европейской континентальной страны на уровне выше учебника.