ПОСОБНИК ДЬЯВОЛА

Знаменитый случай начала XV столетия, также основывался на символической магии. В октябре 1419 г. Генрих V судил свою мачеху, Иоанну Наваррскую, за посягательство на его жизнь посредством колдовства. Разбирательство происходило в парламенте «на основании информации, переданной королем, а также признании монаха-францисканца Джона Рандольфа, как единственных заслуживающих доверия свидетельствах», о том, что она «замыслила и спланировала смерть нашего милорда короля в самых ужасных формах, какие только можно представить», – именно так и было открыто, объявлено по всему королевству. Совет распорядился конфисковать все принадлежащее ей имущество, включая ренты с поместий, приданое и прочее. Саму подсудимую сослали в замок Лидс под надзор сэра Джона Пелэма. Способы, которыми пытались извести короля Генриха, очень туманно описанные в парламентских отчетах, проясняют историки-современники. Речь шла о «колдовстве и некромантии», и брат Рандольф, исповедник Иоанны Наваррской, признал свою вину в этом отношении. В виде исключения его приговорили не к смерти, но к заключению, пожизненному или пока это будет угодно королю. В 1429 г., однако, он был убит. Некий священник – «поп из Тауэра», по сообщению одного из хронистов, – разбил ему голову камнем, прикончил его топором и спрятал труп под кучей песка и навоза. Священник этот был сумасшедшим, как сообщает нам источник, однако, вне всякого сомнения, он давно считал брата Рандольфа слугой и пособником дьявола. Король Генрих скончался 1 сентября 1422 г. 13 июля он издал указ, согласно которому Иоанне Наваррской должны были вернуть ее приданое. В 1423 г. она обратилась в парламент с прошением по данному делу, и ее просьба была удовлетворена.

Генрих V, вне всякого сомнения, был серьезно озабочен проблемой ведовства; то же можно сказать и о его прелатах. За месяц до начала парламентской сессии 1419 г. архиепископ Кентерберийский заказал молебен и крестный ход для защиты короля и его армии во Франции, в особенности для предохранения их от некромантов. В своем рескрипте к епископу Лондонскому он говорит, что сам король желает этих служб, чтобы Господь уберег его от дурных, вредоносных и неправедных заговоров врагов, а также от «суеверных действий некромантов, в особенности же таковых, которые (согласно последним сообщениям) были предприняты некоторыми с целью уничтожения самого короля». И вот через несколько месяцев после окончания парламентской сессии мы уже имеем дело Ричарда Уокера, капеллана, арестованного приором Винчестерским за колдовство и представшего, по инициативе архиепископа Кентер-берийского, перед Собором 8 ноября 1419 г. Среди его вещей был обнаружен берилл, две маленькие куколки желтого воска и две книги с заклинаниями и цифрами. Ричард сознался, что занимался искусством магии различными способами, согласно предписаниям, данным в одной из книг, но, по его заявлению, в подобные вещи он не верил и сам убедился, что все описанные операции лживы, ибо ни разу у него ничего не вышло. Эта форма признания, разумеется, сняла с него обвинение в ереси.