ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС
(1746, Фуэндетодос – 1828, Бордо)
Портрет супруги Хуана Аугустина Сеана Бермудеса
Холст, масло, 121 х 84,5 см.
Инв. № 3792.
Приобретена в 1908 году у венского антиквара X. О. Митке. Ранее (1901) находилась в собрании Маркеса де Каса Торреса в Мадриде.
Выставки: «Творчество Гойи», Мадрид, 1900, № 123; «Произведения испанских живописцев», Лондон, Художественная галерея, 1901, Каталог, № 63; «Франсиско де Гойя-и-Лусиентес», Вена, галерея Митке, 1908, № 20; «Испанские мастера», Будапешт, Музей изобразительных искусств, 1965, № 17; «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 22; «Шедевры из собраний будапештских музеев», Бордо, Галерея изящных искусств, 1972, № 82.
На картине изображена Мануэла Камас де лас Эрас, жена испанского историка искусств Хуана Аугустина Сеана Бермудеса, служившего в Национальном банке де Сан Карлос, позднее в Индийском архиве в Севилье. Бермудес, с которым Гойя поддерживал дружеские отношения, известен как автор вышедшего в 1800 году художественного лексикона, который и до сих пор служит одним из основных источников при изучении истории изобразительного искусства Испании. С Гойей Бермудес познакомился около 1785 года; возможно, именно он содействовал тому, что художник получил заказ на выполнение серии портретов руководителей банка де Сан Карлос. Тогда же, около 1785 года, Гойя мог написать и парный к нему – тоже поколенный – портрет сидящего в кресле Сеана Бермудеса, который в 1928 году на организованной в Мадриде юбилейной выставке Гойи экспонировался под номером 52.
Портрет доньи Мануэлы в литературе датируется приблизительно 1792 годом, и полагают, что он был написан во время памятной поездки Гойи в Севилью и Кадис. Однако при этом упускают из виду следующие детали: донья Мануэла изображена в платье такого же фасона – бант из широкой ленты на груди, узкий рукав, заканчивающийся тюлевым воланом, перед в виде фартука с тюлевыми оборками,- как у графини Бенавенте, жены герцога Осуны, на портрете 1785 года и маркизы Понтехос на портрете 1786 года; далее, прическа и головной убор доньи Мануэлы напоминают таковые маркизы Понтехос. Не учитывается в достаточной мере и то обстоятельство, что выдержанное во вкусе рококо цветовое решение характерно для более раннего стилевого периода творчества художника. Все это факты, говорящие в пользу более ранней датировки произведения. Этой работой Гойя еще раз доказал, что можно написать прекрасный портрет и с некрасивой женщины. Высокую напудренную прическу сеньоры Бермудес венчает легкий нарядный головной убор из искусственных цветов, зеленый шелк ее платья просвечивает сквозь тонкие кружева. Материя растворилась в сиянии красок, границы размыты, вся картина – чудо легких прикосновений к холсту кисти гениального живописца.