Поль Гоген
Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?
1897
Холст, масло. 141 х 411 см
Бостон, Музей изящных искусств
Гоген остается продолжателем «идейной» живописи даже в своих поисках изобразительных эквивалентов мыслей и чувств. Картина «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» носит итоговый, обобщающий характер, ее прототипы следует искать среди спорадически появляющихся на протяжении второй половины XIX века монументальных произведений историзирующего направления, пытавшихся «синтезировать» историю и религии различных эпох, а в искусстве конца века ей сродни картины с аллегорическими изображениями жизни. В этой крупноформатной композиции, которую сам Гоген назвал своим духовным завещанием, воспроизведены фигуры, знакомые по прежним картинам художника.
Рассматривая картину справа налево, мы видим сначала ребенка, затем фигуры, олицетворяющие молодость и зрелый возраст; далее следует участок, вводящий в мир верований аборигенов; крайняя слева фигура старой женщины символизирует конец жизни, а также смерть легенд. Перед фигурой старой женщины видна белая птица, держащая в клюве ящерицу, это «притча о бесцельности пустых слов» (Гоген). На заднем плане правой, «аркадийской» части картины видны две фигуры, – по описанию самого Гогена «одетые в пурпур» – это люди, которые, вкусив плодов с древа знания, погружены в размышления о судьбе, в отличие от тех, кто беззаботно наслаждается радостями жизни.
В левой части картины, где изображены боги аборигенов, главное место отведено интерпретации мифа матери-земли, вечно дающей жизнь всему сущему и так же неустанно ведущей к смерти. Этот миф оживает в образах гармонического слияния людей с природой, показанной во всей буйной красоте и богатстве ее флоры и фауны. Гоген в этой картине дает обобщенную в широкую живописную панораму, составленную на основании рассказов аборигенов иконографию их верований, в которую вкраплены измененные до неузнаваемости мотивы мифов, происходящих из разных мест и эпох.