Много столетий назад православная церковь, понимая, что резкий переход от рождественских и зимних праздников к покаянию невозможен и не полезен, предлагает верующим четыре подготовительные недели к Великому Посту – Неделю о мытаре и фарисее и Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном Суде (Мясопустную) и Сыропустную неделю (Масленицу). Во время этих четырех недель церковь постепенно приучает христиан к увеличению продолжительности богослужений и к воздержанию в пище, поступая при этом, как поется в одном из песнопений, как мудрый военачальник, подготавливающий своих воинов к войне с грехом.
В последние недели перед строгим постом в богослужения вводятся особые молитвы и песнопения, в которых вспоминается вся история человеческого грехопадения, сопровождаемая непрерывной борьбой с грехом; вспоминаются праотцы Адам и Ева, и египетское рабство египтян, которое сравнивается с порабощением души грехом, и верность праведного Иова, и множество других библейских сюжетов. Для того, чтобы разбудить в прихожанах покаянное чувство, во время подготовительных недель перед Великим Постом поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» и псалом «На реках Вавилонских».
Подготовительные недели к Великому Посту: о мытаре и фарисее и о блудном сыне
Какие ассоциации вызывают названия этих двух недель перед постом у людей, хоть раз в жизни прочитавших Священное Писание? Конечно, евангельские притчи. Обе эти притчи рассказывал Своим ученикам Иисус Христос, иллюстрируя отношения между Богом и людьми. В притче о мытаре и фарисее описываются два человека: фарисей, который, будучи чрезвычайно грешным, не видел своих грехов из-за духовной слепоты, и мытарь, сборщик податей, презираемый всеми человек, оплакивающий свое падение, повторяя без конца «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
Эта неделя перед Великим Постом призывает верующих не закрывать глаза на свои грехи, не заниматься самовосхвалением и самооправданием, а каяться и исповедоваться. Вторая притча повествует о блудном сыне, который оставил отцовский дом, много лет кутил и прогуливал свою часть семейного состояния, после чего решил вернуться к отцу и попросить у него прощения, без особой надежды на то, что тот его примет. Но сын ошибся – увидев его, отец выбежал из дома навстречу, обнял его, дал лучшие одежды и приказал устроить в честь его возвращения пир.
В эту подготовительную неделю перед Великим Постом церковь напоминает православным о милосердии Бога, принимающего в Свои объятия каждого раскаявшегося грешника.
Недели перед православным постом: о Страшном Суде и Сыропустная
Предпоследняя неделя перед постом – о Страшном Суде. Название ее говорит само за себя – в воскресенье этой недели во время Божественной Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором говорится о грядущем втором пришествии Иисуса Христа. Делается это для того, чтобы напомнить верующим о быстротечности жизни, о том, насколько важно исповедовать перед Богом свои грехи и о том, как страшно умереть без покаяния.
Эта неделя перед Великим Постом – последняя, во время которой можно есть мясо. Про следующую неделю знают все – она называется Масленицей, а в церковной традиции – Сыропустной. Эта неделя перед православном Постом уже имеет свои богослужебные особенности: в среду и пятницу уже не служится Божественная Литургия, а читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота (жизни) моего».
Воскресенье последней подготовительной недели к строгому православному Посту называется Прощеным: по старинному обычаю, все в этот день просят прощения друг у друга для того, чтобы войти в пост без злобы и осуждения в душе.