Крестики из серебра – один из древнейших знаков, отличавших христиан от язычников и иудеев. Известно, что Иоанн Златоуст, известный христианский богослов и писатель, живший в IV‑V веках, поучал молодых матерей, чтобы они надевали на своих новорожденных младенцев только крестики. Поначалу самый распространенный сегодня символ христианства носили не в качестве святыни, а как знак собственного отличия – это была скорее вынужденная мера во времена, когда последователей Христа преследовали, арестовывали, пытали и казнили.
Православный серебряный крестик на шеи был сигналом «я свой» для христиан, а также идентификацией после его смерти. Во все времена верующие люди очень скрупулезно относились к вопросу погребения в соответствии с обычаями своей веры, поэтому нательный деревянный, кожаный или серебряный крестик являлся своего рода посмертной запиской, обращенной к единоверцам: «Я христианин. Похороните меня по нашему обряду».
Православный серебряный крестик это главная христианская святыня
После указа Константина Великого, раз и навсегда остановившего гонения на христиан и позволившего им открыто исповедовать свою веру, православный серебряный крестик из становится значимым символом, право ношения который на груди надо было еще заслужить. Отныне нет нужды скрывать свое вероисповедание, и почитание креста, как святыни, начинает развиваться. Мать императора Константина Великого, равноапостольная царица Елена, совершает паломничество в Иерусалим, где на проводит поиск Креста Господня.
По сей день в Иерусалиме принято изготавливать православные серебряные крестики из серебра и дерева нарочито грубой формы, в знак того, что не красивые формы и символика делают эту святыню почитаемой, а святость Того, Кто пролил на ней Свою Кровь. Сегодня купить православный серебряный крестик в России можно любой формы: классической восьми-, шести- и четырехконечной, византийской равноконечной, а иногда в каталогах интернет-магазинов можно встретить даже трех- и семиконечные кресты.
Распятие на нательных крестиках у верующего
Само собой разумеется, что на самых первых православных крестиках из серебра не было изображения распятого Иисуса. Это более поздняя традиция, появившаяся как результат борьбы с монофизической ересью (V‑VII века), утверждавшей, что В природе Иисуса Христа человеческая сущность полностью поглощена божественной. Поскольку это утверждение принижало величие спасительного подвига Сына Божия, на православных серебряных крестиках стали изображать Спасителя именно во время смерти, чтобы подчеркнуть тем самым страдания, через которые Ему пришлось пройти ради избавления человечества от греха. Однако наличие Распятия на нательном крестике не является догматическим – сегодня каждый желающий имеет возможность купить христианский крестик из серебра как с изображением распятого Иисуса, так и без него.