Яркие примеры в данном отношении связаны с лицами, занимающимися торговой рекламой, и политическими пропагандистами. Больше того, обе роли нередко совмещаются, открыто – в США и довольно застенчиво – в Великобритании.
Партии и кандидаты прибегают к услугам профессионалов рекламы, чтобы добиться успеха
Оба процесса, однако, даже когда они формально различны, удивительно схожи. Профессионалы рекламы и главы управлений пропаганды крупных политических партий очень умные люди, мобилизующие для выполнения своих задач все интеллектуальные ресурсы. Разум, как мы видели в других рассмотренных случаях, используется не для простого исследования, а конструктивно, не статически, а в динамике.
Для профессионалов рекламы и менеджеров политических кампаний сами факты не играют первостепенной роли. Их интересует то, во что поверят потребитель или избиратель или, по крайней мере, во что можно побудить умелым манипулированием потребителя или избирателя поверить. Больше того, проводимые ими исследования массовой психологии показали им, что самый эффективный способ обеспечить согласие с их взглядами связан с обращением к иррациональному в мировидении покупателя и избирателя. В результате перед нами складывается картина, когда элита промышленников или партийных лидеров, прибегая к беспрецедентно усовершенствованным рациональным процессам, достигает своих целей, поняв и использовав иррационализм масс.
Смотреть на видео тренинг по манипулированию